Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

C6N Saiun. Боевое применение.

C6N Saiun

Изначально надо отметить, что проектировавшийся как палубный разведчик для использования с авианосцев класса Taiho C6N Saiun никогда с палубы не летал. Первой авиационной частью, в которую поступили новые машины, стал 121-й kokutai, сформированный 1 октября 1943 года. На вооружении этого полка находились разведчики Kugisho D4Y1-C, переделанные из бомбардировщиков D4Y1. Переучивание на новую технику проводилось на военно-воздушной базе Катори.

В феврале 1944 года, в ожидании очередного американского наступления, 121-й kokutai располагался на острове Тиниан Марианского архипелага. Первые три C6N1 перелетели на полковой аэродром в середине мая 1944 года, а затем количество новых разведчиков было доведено до семи. Все вошедшие в состав 121-го kokutai самолеты принадлежали к опытной серии.

Первые боевые вылеты самолетов-разведчиков были выполнены в район Маршалловых островов 30 и 31 мая. К большому сожалению японских пилотов, машины опытной серии не имели подвесных топливных баков, и полеты на такие большие расстояния были возможны только с промежуточными посадками, которые выполнялись на авиабазе Трук острова Науру.

На рассвете 30 мая C6N1 капитана 3-го ранга Чихая из подразделения Хи-котахо взял курс на остров Мачжуро. Через два часа самолет пролетел над американской военно-морской базой. Экипажу удалось обнаружить и идентифицировать пять авианосцев, несколько крейсеров и линкоров. Патрулировавшие американские палубные истребители пытались перехватить разведчик, но Чихая, используя свое преимущество в скорости, легко оторвался от преследования и успешно посадил самолет на Науру. На следующий день Чихая совершил разведывательный рейд в район атолла Квайджелин, где было обнаружено крупное соединение из восьми эсминцев и двух десятков транспортных судов. И на этот раз самолет смог успешно возвратиться на базу.

5 июня отличился экипаж другого C6N1. В районе базы Мачжуро он обнаружил крупное соединение американских кораблей. До 9 июня японские разведывательные самолеты еще трижды безнаказанно появлялись над американскими военно-морскими базами. Противостоять новым C6N1 истребители F6F Hellcat, максимальная скорость которых составляла 611 км/ч, оказались неспособными.

Несмотря на удачные разведывательные рейды, крупное морское сражение, разыгравшееся в июне 1944 года в Филиппинском море, было японцами проиграно. 15 июня три C6N1 Saiun из подразделения Yokosuka перелетели на остров Иводзима. Самолеты хотели использовать в операции "А", целью которой должно было стать нанесение удара по американскому авианосному соединению. Но плохие погодные условия в районе Иводзимы не позволяли действовать самолетам-разведчикам. 20 июня погода улучшилась и в воздух поднялись два C6N1, направившись к Марианским островам. По маршруту полета экипажам пришлось столкнуться не только с плохой погодой, но и с крупным подразделением истребителей F6F HELLCAT, которые не позволили японским летчикам завершить разведывательный полет.

Хотя операция "А" закончилась провалом, японский штаб продолжал считать, что войну еще можно выиграть в результате одного решающего удара. Для его проведения летом 1944 года была создана специальная авиагруппа T-kogeki Butai. В ее состав вошли самые опытные экипажи авиации Императорского флота, а на вооружение группы выделили лучшие на тот момент бомбардировщики Mitsubishi KI-67 HI RYU из состава 762-го kokutai. Выполнение воздушной разведки в интересах группы возлагалось на 11-й hikotai. Командовал эскадрильей капитан 3-го ранга Такаги. На вооружении 11-го hikotai помимо D4Y1-C и KI-46 находились и самолеты C6N1 Saiun.

Экипажи специальной авиагруппы T-kogeki Butai впервые вступили в бой в ходе сражения у Формозы, продолжавшегося с 12 по 16 октября 1944 года. В первый день сражения на выполнение разведки взлетели три C6N1, два из которых были перехвачены и сбиты.

Двумя днями позже другой C6N1 успешно выполнил разведывательный полет. В 16 часов 32 минуты его экипаж обнаружил американские корабли у острова Ишигаки, а еще через 45 минут полета - два авианосца. В результате в течение нескольких последующих дней торпедоносцы из состава T-kogeki Butai наносили удары по обнаруженным кораблям.

Осенью 1944 главные сражения развернулись в районе Филиппинских островов. Активное участие в этих боях приняли и C6N1 из состава 12-го и 4-го hikotai. Первые четыре C6N1 прилетели на остров Негрос 27 октября и уже на следующий день совершили разведывательный полет. В условиях полного господства в воздухе авиации США 12-й и 4-й kokotai понесли значительные потери и к середине ноября исправных C6N1 в них практически не осталось. Однако японское командование не вывело разведывательные подразделения из зоны боевых действий. Вскоре на их доукомплектование прибыли десять C6N1 и несколько D4Y1-C.

Но к январю 1945 года на Филиппинах опять осталось не более трех исправных C6N1, и в начале февраля их персонал перевели на Формозу (Тайвань). Единственным разведывательным подразделением, остававшимся к этому времени в районе Филиппинского архипелага, был 102-й hikotai, на вооружении которого находились самолеты D4Y1-C и KI-46. Но и эти машины вскоре быстро были потеряны в воздушных боях.

Начиная с июня 1944 года японские города и индустриальные районы стали подвергаться массированным бомбардировкам тяжелыми американскими бомбардировщиками В-29. Первоначально действуя с территории Китая, эти самолеты достигали только некоторых районов Японии. После захвата американцами Марианских островов и оборудования на них авиабазы В-29 стали в состоянии достигать любой точки японской территории.

Штаб Императорского флота разработал операцию атаки американских аэродромов с целью вывода их из строя и уничтожения находящихся там В-29. Операция получила обозначение Mitate No. 1. Ее целью должно было стать уничтожение максимального количества В-29 в момент их нахождения на земле. Для выполнения задачи японцы сформировали подразделение из двенадцати пилотов 317-го hikotai, которых временно переподчинили 252-му kokutai. Задача формулировалась достаточно просто - нанести бомбово-пулеметный удар по стоянкам самолетов, а израсходовав весь боекомплект, направить на них свои самолеты.

В 8.00 27 ноября 1944 года двенадцать бомбардировщиков Reisen взлетели с аэродрома Чидори на Иводзиме. С целью исключения навигационной ошибки группу лидировали два C6N1 из 12-го hikotai. Кроме штурманского обеспечения, на экипажи C6N1 возлагалась задача фиксирования результатов удара. После двух часов полета к цели один из C6N1 был вынужден вернуться из-за неполадок в двигателе. Полет продолжил только другой C6N1. В 10.40 он изменяет курс и отделяется от боевого порядка ударной группы, чтобы подойти к Марианским островам с юга, в то время как Reisen ударной группы заходили с севера. Прежде чем начать наблюдение за атакой, экипаж разведчика сфотографировал военные объекты на островах Тиниан и Сайпан.

Атака американской авиабазы началась в 13.10. С первого захода японцам удалось уничтожить два В-29 и серьезно повредить третий. Удалось также поджечь несколько истребителей Р-47. Выполнив два захода, оставшиеся в живых пилоты Reisen направили свои самолеты на стоянки самолетов и в конечном счете удвоили потери американцев. Все японские летчики из ударной группы погибли, а экипаж C6N1 в 15.17 возвратился на Иводзиму. 1 декабря 1944 года командир 3-го kantai вице-адмирал Тераока вручил летчику C6N1 Хироси похвальную грамоту за исключительное мужество и мастерство.

Японский генштаб, видя, что фронт постепенно приближается к метрополии, предпринимал отчаянные попытки изменить положение Одной из таких попыток должна была стать операция Asuza, которая предусматривала атаку американского флота в районе Улити. В конце января 1945 года семь C6N1 из состава 3-го hikotai и 752-го kokutai перелетели на авиабазу в Трук. Операция началась 11 февраля. Звено разведчиков вылетело в первый и, как оказалось, последний разведывательный полет. Двум самолетам из-за возникших технических проблем пришлось вернуться на базу, а третий упал в воды Тихого океана, так и не долетев до цели. В завершение всех неприятностей 3-й hikotai лишился своего командира, погибшего в одном из последующих боевых вылетов.

Таким образом, к 12 февраля в строю осталось только три C6N1. Из них лишь один был в состоянии выполнять боевую задачу. В такой ситуации ему приходилось совершать по нескольку разведывательных полетов в день. В связи с потерей практически всей материальной части остатки 3-го kokutai отвели в тыл на переформирование, заменив его 102-м kokutai, который успешно действовал с 13 февраля по 12 мая, выполняя полеты на разведку морских соединений противника и отслеживая ситуации на аэродромах базирования В-29.

13 февраля экипаж C6N1 обнаружил корабли американской ударной группы, направлявшейся для атаки Иводзимы и Японских островов. В составе разведывательного самолета находился и новый командир 3-го kokutai Такума Мики. 14 марта экипажи C6N1 выполнили семь полетов на разведку американской ударной группы, направлявшейся для атаки Окинавы. Одному из экипажей удалось ее обнаружить и ориентировать на корабли воздушный удар. Но в сложившейся ситуации операцию Asuza пришлось отложить и сосредоточиться на обороне метрополии. Тем не менее, C6N1 из 3-го kokutai 9 и 11 марта выполняли разведывательные полеты с целью обнаружения соединений американского флота.

В результате четырех разведывательных полетов было обнаружено 23 авианосца, 18 линкоров, 32 крейсера и большое количество других кораблей. Двумя днями позже японские бомбардировщики Kugisho P1Y1 Ginga атаковали американские корабли. Но только одному японскому пилоту удалось прорваться к авианосцу Randolph. Для определения результатов атаки самолеты Saiun выполнили шесть разведывательных полетов.

В сражении за Окинаву экипажи C6N1 с успехом решали самые разнообразные задачи: разведка вражеских войск, обозначение их передовых подразделений, определение нанесенного противнику урона, разведка погоды и постановка пассивных помех американским РЛС. Наибольшей активностью в секторе боев отличался 11-й hikotai. В боях принимали участие C6N1 из состава 132-, 653-й и 765-й kokutai. Аналогичные задачи возлагались и на C6N1, базировавшиеся и на территории самой Японии.

Большой успех сопутствовал экипажу Митсуру Такеда из состава 4-го hikotai 343-го kokutai. 19 марта 1945 года его экипаж обнаружил группу американских самолетов, направлявшихся к мысу Кюре, что позволило японцам подготовиться к встрече противника На перехват вылетели истребители KawanishiI N1K2-J Shiden-KAI. Японским летчикам удалось уничтожить в одном бою 52 американских палубных самолета, среди которых оказалось 48 истребителей Hellcat и Corsaur и четыре бомбардировщика Helldiver. Японцы же потеряли всего шесть своих машин, в том числе и один разведчик C6N1 Saiun.

Случаи боевого применения ночных истребителей C6N1-S были отмечены в конце лета 1945 года. Первый модифицированный C6N1 Saiun вылетел на выполнение боевого задания в ночь с 1 на 2 августа 1945 года. Экипажу самолета удалось обнаружить бомбардировщик В-29 и обстрелять его из бортовых пушек. В-29 получил повреждения, но точных данных о его уничтожении нет.

24 и 25 июля 1945 года японские истребители в районе Кюре атаковали английские палубные самолеты с авианосцев из группы TF-57. Наблюдавший за английскими самолетами экипаж C6N1 Saiun из 102-го hikotai сумел определить и местонахождение авианосцев, по которым вскоре нанесли удар японские бомбардировщики Aichi В7А1 Ryusei из 5-го hikotai. Самолету лейтенанта Эичи Фуджи удалось преодолеть систему ПВО и нанести удар по одному из авианосцев. Повторный удар по авианосному соединению был нанесен 9 и 13 августа самолетами Ryusei. Результаты удара определяла пара C6N1 Saiun 102-го hikotai.

В последний день войны, 15 августа 1945 года, четыре C6N1 Saiun из 11-го hikotai выполняли полеты на разведку соединений вражеских кораблей В 5.40 утра один из них был перехвачен и уничтожен старшим лейтенантом ВВС США Рейди - японский разведчик стал последним самолетом, сбитым во Второй мировой войне.

После капитуляции Японии американцам досталось пять самолетов C6N1 Saiun, которые были переправлены в США для проведения испытаний. На сегодня сохранился единственный экземпляр C6N1 с серийным номером 4161. Он находится в США, в Национальном музее авиации и космонавтики города Дейтон.


Подробно

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/