Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

J2M "Raiden"

Истребитель-перехватчикь

Mitsubishi

J2M3 Model 21 Raiden

Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались. Работа над машиной шла очень долго, и когда истребитель был принят наконец на воооружение, оказалось, что он лишь ненамного превосходит своего предшественника.

Разработка самолета, осложненная техническими проблемами, продвигалась вперед крайне медленно, в первую очередь из-за того, что приоритет в работах по-прежнему отдавался совершенствованию истребителя «Зеро». Поэтому первый опытный образец перехватчика, обозначенного J2M1, впервые поднялся в воздух лишь 20 марта 1942 года.

Последующая модификация J2M2 имела новый более мощный двигатель MK4R-A 1800 л. с. Благодаря его конструкции удалось улучшить обзор из кабины, от длинного вала отказались (двигатель имел свой вентилятор охлаждения), его носовая часть стала короче. Следует отметить, что мотор MK4R-A имел индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров и впервые в Японии был оснащен системой впрыска водно-метаноловой смеси для кратковременного повышения мощности. Вместо прежнего трехлопастного воздушного винта установили четырехлопастной. Модернизированный самолет получил обозначение J2M2 и в октябре 1942 года был принят на вооружение японского флота как «морской истребитель-перехватчик тип 2 модель 11». Тогда же ему присвоили название «Райден».

В марте 1943 года количество изготовленных «Райденов» составило всего 14 экземпляров, включая опытные образцы, еще через год их число достигло 141. Параллельно с J2M2 фирма «Мицубиси» наладила выпуск четырехпушечного J2M3, который позднее стал основным вариантом «Райдена». Фюзеляжные пулеметы сняли, а в крыле усиленной конструкции разместили четыре 20-мм пушки «тип 99» (две из них «модели 2» расположили в подкрыльевых обтекателях, а еще две «модели 1» с меньшим темпом стрельбы смонтировали непосредственно в плоскостях крыла).

В небольшом количестве выпускался J2M5, оснащенный двигателем MK4U-A «Касей» 26а с приводным трехскоростным нагнетателем. Эта модификация носила также обозначение «модель 33» и отличалась более широким фонарем кабины с улучшенным обзором. Из всех «Райденов» J2M5 был самым скоростным - на высоте 6800 м его скорость достигала 615 км/ч. Выше мощность двигателя быстро уменьшалась. Если на взлете она составляла 1820 л. с., то на высоте 7200 м мощность мотора падала до 1310 л. с. Летные испытания J2M5 начались в мае 1944 года, когда в преддверии американских воздушных налетов на Японию возросла потребность императорского флота в истребителях-перехватчиках. В связи с этим выпуск «Райденов» вновь получил необходимый приоритет.

Однако сложности с поставками сырья, отсутствие необходимых комплектующих агрегатов из-за постоянных бомбардировок японских промышленных предприятий сильно повлияли на количество выпущенных «Райденов». До конца войны фирма «Мицубиси» построила только 476 истребителей этого типа, в том числе 155 J2M2, 260 J2M3 и 34 J2M5.


Характеристики J2M
J2M2 J2M3
Экипаж, чел. 1 1
Геометрия
Размах крыла, м 10.80 10.80
Площадь крыла, м² 20.05 20.05
Длина самолета, м 9.69 9.94
Высота самолета, м 3.95 3.95
Массы, кг
Пустого 2350 2460
Нормальная 3210 3435
Силовая установка
1xПД Mitsubishi MK4R-A 13 23а
Мощность, л.с. 1800 1800
Лётные данные
Максимальная V, км/ч 590 580
на высоте, м 5450 5300
Время набора H 6000м мин 5.6 6.2
Практический потолок, м 11 700 11 700
Дальность полета max, км 925 925
Вооружение
20-мм пушки тип 99/модель 1 2 2
20-мм пушки тип 99/модель 2 2 2
Бомб, кг 2x60 2x60
Фото Описание

Схема J2M3

J2M1 Raiden Истребитель-перехватчик

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/