Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Ki-109 "Hiryu"

Тяжелый истребитель-перехватчик

Mitsubishi

Mitsubishi Ki.109

Mitsubishi Ki-109, двухдвигательный тяжелый истребитель-перехватчик, разработанный фирмой Mitsubishi на основе тяжелого бомбардировщика Ki-67, и служивший в Имперских армейских воздушных силах Японии IJAAF (Imperial Japanese Army Air Force).

Главный конструктор Kyunosuke Ozawa. Первый полет прототипа состоялся в феврале 1944 года.

В конце 1943 года японской разведке удалось получить весьма подробные сведения о новом тяжелом бомбардировщике США B-29 "Superfortress", который предполагалось использовать для массированных стратегических налетов на Японию. В ответ на это необходимо было создать тяжёлый истребитель - перехватчик, способный уничтожать высотные, хорошо вооруженные машины американцев. Создавать машину с нуля? Но на это уже не оставалось времени.

Специалисты 1-го авиационного арсенала японской армии в городе Тачикава пришли к выводы, что для этих целей подойдет хорошо зарекомендовавший себя тяжелый бомбардировщик Ki-67, который к тому времени продемонстрировал отличные скоростные и маневренные характеристики. Проект получил обозначение Ki-109 и предусматривал два варианта: Ki-109a - "killer" с парой 37-мм пушек Но-203, установленных с наклоном под фюзеляжем, и Ki-109b - "hunter" с локатором и 40-см зенитным прожектором. Однако вскоре проект пересмотрели - по предложению майора Сакамото было решено установить на Ki-67 обычную 75-мм зенитку "тип 88". Предполагалось, что дальность стрельбы этой пушки, более 1 км, позволит истребителям действовать не входя в зону оборонительного огня. Так как воздушный штаб армии предполагал, что B-29 будут действовать без прикрытия истребителей, то проект сочли удачным. Работы были одобрены в январе 1944 года, а самолет сохранил обозначение Ki-109.

Команда конструкторов Mitsubishi во главе с главным инженером проекта Kyunosuke Ozawa разработали новый нос и укрепили фюзеляж Ki-109, сохранив все огневые точки. Первый опытный самолет был готов в августе 1944 г., а через два месяца B-29 совершили свой первый налет на Японию. Наземные и воздушные огневые испытания проводил майор Макиура из состава авиационного института в Тачикаве. Испытания оказались успешными, и последовал заказ на 44 самолета. Первые 22 были оснащены двумя 1900-сильными двигателями Мицубиси Ha-104 воздушного охлаждения. Последующие самолеты планировалось оснастить Ha-104 Ru с турбокомпрессорами Ru-3, что должно было улучшить высотные характеристики истребителя, столь важные для перехвата B-29. Эти двигатели были испытаны еще на втором опытном Ki-109, но реально серийные машины их не получили.

Единственной проблемой Ki-109 был его слишком большой вес, что резко снижало скороподъемность самолета. Для перехватчика это было недопустимо. Чтобы поднять скороподъемность на первом опытном самолете в бомбоотсек ставились твердотопливные ускорители, но эта схема не была принята. Начиная с третьего Ki-109, башни были сняты, а бомбоотсек - заделан. Уменьшили запас топлива (с 5116 л до 2152 л). Боезапас пушки состоял из 15 снарядов. Орудие вручную перезаряжал второй пилот. Оборонительное вооружение состояло из 12,7-мм пулемета "тип 1" Ho-103 в хвостовой установке.

Несмотря на недостаточные высотные характеристики, Ki-109 были приняты на вооружение 107-го сентая, но ко времени поступления достаточного числа таких истребителей B-29 уже перешли к ночным налетам с небольших высот и Ki-109 остался не у дел. 107-й сентай расформировали 30 июля 1945 года, воздушных побед за ним не числится.

Модификации самолета

  • Ki-109: Ночные истребители, прототипы. Ki-67-I модифицированы для ночного боя для работы в парах, Ki-109a с радаром рефлектором (по аналогии с Havoc Дуглас II "Turbinlite") для обнаружения радаров противника и Ki-109b, вооруженный двумя 37 мм пушками Ho-203, установленных на верхней поверхности фюзеляжа и направленных для стрельбы вверх по аналогии с Schrage Musik (автопушка Ho-203 как в Mitsubishi Ki-46-III KAI). Только проект.
  • Ki-109: Дневной истребитель, прототипы. Ki-67-I модифицированы для дневного боя. Одна неподвижная 75 мм тяжелая пушка Тип 88 в носу и один мобильный 12,7 мм (0.5 in) пулемет Ho-103 тип 1 в хвосте. Устанавливались два двигателя Mitsubishi Ha-104 мощностью 1900 л.с (1417 kW) каждый или два двигателя Ha-104 Ru 1900 л.с. (1,417 kW) с турбонагнетателями. Произведено 2 самолета.
  • Ki-109 Армейский тяжелый истребитель-перехватчик: являлся серийной моделью. Не имел огневых точек в верхней и боковой позициях и бомбоотсеков. От прототипа дневного истребителя сохранил тяжелую неподвижныю пушку Тип 88 калибра 75 мм и пересмотренный вариант хвостовой турели с пулеметом. Построены 22 самолета на заводах Mitsubishi.

Характеристики
Ki-67-Ib Ki-109
Экипаж 6-8 4
Размеры
Размах крыла, м 22,50
Площадь крыла м2 65,85
Длина, м 18,7 17,95
Высота, м 7,70 5,80
Силовая установка
Два ПД Mitsubishi Ha-104 радиальный 1900 л.с. ( 1417 kW )
Массы, кг
Пустого 8649 7424
Максимальная взлетная 13765 10800
Летные данные
Скорость, км/час максимальная 537 550
на высоте, м 6090 (20 000 ft)
Время подъема на высоту 6000 м, мин 14,5 -
Скороподъемность, м/с - 8,6
Потолок, м 9470 12000
Дальность, км 3800 2200
Вооружение
12,7 мм Ho-103 (Тип 1), шт. 5 1
20 мм Ho-5, шт. 1 -
75 мм Тип-88 шт. - 1
Бомб в бомбоотсеке, кг 1600 -
Бомб в версии "Камикадзе", кг 2900 -
Ki-109. Боковой блистер не демонтирован.

Источники

  • "Japanese Aircraft of the Pacific War" /Francillon, Rene J./
  • "Авиация и космонавтика 2002 №1"