Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

N1K "Shiden"

Истребитель

Kawanishi

N1K Shiden

Истребитель «Шиден» («Лиловая молния») начал разрабатываться проектной группой фирмы «Каваниши» в 1941 году как вариант оказавшегося очень удачным истребителя N1K1 «Кефу». Первый из пяти прототипов поднялся в воздух в декабре 1942 года, за этим последовал довольно долгий период испытательных программ, после чего была построена серия из 998 самолетов N1K1-J в трех вариантах, отличавшихся различным вооружением.

Истребитель N1K1-J был очень ненадежен в эксплуатации и труден в обслуживании из-за усложненного шасси и капризного двигателя, уже в середине 1943 года было принято решение о разработке его значительно улучшенного варианта, обозначенного N1 K2-J «Шиден-КАИ» (КАИ - модернизированный). Основной целью работ являлось упрощение конструкции машины. В соответствии с этим количество деталей крыла уменьшили, а в конструкции фюзеляжа использовали панельные элементы обшивки. Стойки шасси укоротили путем применения схемы низкоплана и ликвидировали механизм их двойной уборки. Аэродинамику самолета несколько улучшили за счет изменения формы капота и хвостового оперения. Вооружение выполнили по образцу N1 К1 -Jb. К сожалению, двигатель «Хомаре» 21 заменить не удалось, и в дальнейшем он оставался главным источником неприятностей для пилотов и механиков. В результате описанных доработок вес пустого истребителя понизился на 240 кг, что положительно сказалось на летных характеристиках машины.

Первый полет опытного образца N1K2-J, изготовленного на заводе в Наруо, состоялся 31 декабря 1943 года, а уже в марте следующего года было решено начать серийное производство самолета, не дожидаясь окончания его государственных испытаний. К июню 1944 года завод построил еще семь опытных машин, а затем сборочную линию предприятия начали покидать серийные «Сидены-КАИ», носившие также обозначение «морской истребитель-перехватчик модель 21».

Самолет N1K проявил себя достаточно эффективным истребителем, хотя и комплектовался не очень надежным двигателем. Всего заводы в Нарую и Химейе построили около 1000 самолетов N1K1-J разных версий.

Характеристики
N1K1-J N1K2-J
Экипаж, чел 1 1
Размеры.
Размах крыла, м 12 11,99
Площадь крыла, м2 23,5 23,48
Длина самолета, м 8,88 9,34
Двигатель.
18-цилинлровый радиальный NK9H Homare-21, Nakajima, л.с. 1820 1820
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2897 2657
Максимальная взлетная 3900 4000
Летные данные.
Скорость, км/ч максимальная 580 594
на высоте, м 5900 5600
время набора высоты 6000м, мин 7,8 7,35
Практический потолок, м 12500 10760
Дальность полета, км 1400 1700
Вооружение
Две 20-мм крыльевых пушки и два 7,92-мм пулемета; бомб на внешней подвеске, кг 500 500
Фото Описание

Схема N1k2-J

«Кефу» N1K1, Каваниши.

«Шиден» («Лиловая молния») N1K1-J, Каваниши.

«Шиден-КАИ» («Лиловая молния-модернизированный») N1K2-J, Каваниши.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./