Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Ar 196

Корабельный разведчик и патрульный самолет

Arado

Ar 196

Двухпоплавковый двухместный моноплан Ar 196 считается наиболее широко и эффективно использовавшимся малым поплавковым самолетом Второй мировой войны.

Опытный образец самолета проходил испытания летом 1937 года и продемонстрировал хорошие летные характеристики и пригодность к использованию на крупных боевых кораблях. Начиная с лета 1939 года начались поставки самолетов первой серийной модификации Ar 196А-1, предназначенных для замены на кораблях устаревших поплавковых бипланов Хейнкель He-50.

Линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» получили по шесть таких самолетов, «Шарнхорст» и «Гнейзенар» — по четыре, а на тяжелых крейсерах размещалось по два самолета. Самолеты стартовали с катапульт, а посадку совершали на воду.

Конструкция самолета. "Арадо" 196 — двухпоплавковый гидросамолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.

Крыло — цельнометаллическое, двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане со скругленными законцовками — состояло из центроплана и двух складываемых консолей. На крыле располагались посадочные щитки и элероны, снабженные триммерами. Изменение положения центра масс самолета допускалось в диапазоне от 19 до 27% средней аэродинамической хорды.

Фюзеляж — круглого сечения с дюралюминиевой обшивкой в средней части и овального сечения в хвостовой, обшитой полотном. Двухместная кабина экипажа закрывалась общим сдвижным фонарем. В кабине наблюдателя установлена радиостанция, обеспечивавшая устойчивую радиосвязь в коротковолновом и длинноволновом диапазонах на расстоянии до 600 км. В хвостовой части фюзеляжа располагалась в упакованном виде специальная резиновая лодка.

Хвостовое оперение — однокилевое, свободно несущее. Стабилизатор и киль — цельнометаллические, рули высоты и направления имели металлический каркас и полотняную обшивку. Руль высоты выполнен неразъемным в виде одной плоскости со скругленными законцовками. Рули оснащались аэродинамической и весовой балансировкой. На обоих рулях имелось по одному триммеру.

Цельнометаллические однореданные поплавки с водяными рулями крепились к крылу при помощи V-образных стоек из стальных труб. В центральной части поплавков, перед реданом, располагались вкладные металлические 300-литровые топливные баки и дымогенераторы для постановки дымзавес. Для перемещения самолета от слипа к ангару использовались подкатные трехколесные тележки, крепившиеся к поплавкам в зоне реданов.

Самолет изначально был оснащен однорядным звездообразным девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения ВМW-132К с односкоростным нагнетателем. Номинальная мощность двигателя на высоте 3000 м при 2400 об/мин — 960 л. с. Взлетная мощность на уровне моря при 2500об/мин — 1000 л. с. На данной модификации самолета использовался трехлопастный воздушный винт изменяемого в полете шага VDM с деревянными лопастями. Капоты двигателя типа NACA.

Топливная система включала три бака (один фюзеляжный и два поплавковых) и соединительную арматуру. Общий запас горючего 670 кг. Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG FF в консолях крыла и одного 7,92 мм синхронного пулемета MG 17 справа в носовой части фюзеляжа. В кабине наблюдателя на пулеметной установке типа "К" находился 7,92-мм пулемет MG 15. Характерной особенностью этой установки являлась простота и компактность. Она совершенно не загромождала кабину наблюдателя и в то же время обеспечивала значительные углы обстрела: вверх и вниз примерно по 70° и в стороны до 90° от оси самолета.

Бомбовое вооружение размещалось в двух крыльевых кассетах SC 50, предназначенных для подвески двух бомб калибром до 50 кг. Сбрасывание бомб могло производиться из обеих кабин.

Боевая служба. Самолеты Ar 196 в годы Второй мировой войны использовались при выполнении самых разнообразных задач: от ведения разведки до сопровождения конвоев кораблей и борьбы с гидросамолетами противника. Применялись они и для поиска и уничтожения подводных лодок, при этом наибольшего успеха достигли два самолета Ar 196А-2, которые 5 мая 1940 года принудили сдаться в плен английскую подводную лодку, из-за повреждений потерявшую способность к погружению.

Кроме Люфтваффе, самолеты Ar 196 состояли на вооружении ВВС Болгарии (12 машин) и Румынии (28 машин).


Характеристики
Экипаж 2 чел.
Размеры
Размах крыла, м 12,40
Высота самолета, м 4,45
Длина самолета, м 11,00
Силовая установка
BMW-132K 960 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Максимальная взлетная 3730
Летные данные
Max V, на высоте 4000м км/ч 310
Практический потолок, м 7000
Радиус действия, км 1070
Вооружение
Пулеметы 7,62-мм - MG-15 и MG-17, 2×20-мм пушки MG-FF, бомб, кг 100
Фото Описание

Схема Ar 196 A-3

Арадо 196 с советским двигателем АШ-62

Модификации

  • Ar 196А-0 — выпущенная в начале 1939 года партия из десяти самолетов, предназначенных для ведения разведки. Вооружение состояло только из одного 7,92-мм пулемета MG-15 в кабине стрелка-радиста. Под крылом были установлены два бомбодержателя для бомб калибром 50 кг.
  • Ar 196А-1 — серийные самолеты, поставлявшиеся с лета 1939 года в подразделения корабельной авиации. Было выпущено 20 самолетов этого варианта.
  • Ar 196А-2 — самолет для патрулирования прибрежных вод. Имел усиленное вооружение: две 20-мм крыльевые пушки MG-FF, один 7,92-мм пулемет MG-17 в передней части фюзеляжа по правому борту и один подвижный 7,92-мм пулемет MG-15 в кабине стрелка-радиста.
  • Ar 196А-3 — наиболее массовый вариант самолета, кроме фирмы «Арадо», строился также на предприятиях «SNCA» и «Фоккер». Имел усиленную конструкцию и улучшенное радиооборудование. Вооружение — как у варианта А-2.
  • Ar 196А-4 — аналог варианта А-3 с дополнительными приспособлениями для старта с корабельных катапульт. Было выпущено 24 таких самолета для замены на кораблях самолетов Ar 196А-1.
  • Ar 196А-5 — появившийся весной 1943 года вариант с усиленным оборонительным вооружением — вместо пулемета MG-15 в кабине стрелка-радиста установлен спаренный 7,92-мм пулемет MG-81Z. Было усовершенствовано также радиооборудование. До окончания производства в августе 1944 года фирмой «Фоккер» построен 91 такой самолет.
  • Ar 196В — не строившаяся серийно модификация с одним центральным поплавком и двумя стабилизирующими поплавками на консолях крыла.
  • Ar 196С — самолет с улучшенной аэродинамикой и более высокой скоростью полета. Разрабатывался в 1941 году, но серийно не строился.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Советская версия Ar 196" /Николай Сойко, КР 1996 № 2/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Военная авиация" CD Media 2000