Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Ar.232

Транспортный самолет

Arado

Ar 232

Ar.232 «Tausendfüßler» («Сороконожка»)* - военно-транспортный самолет, предназначенный для эксплуатации с неподготовленных грунтовых площадок. В его конструкции предусмотривалось дополнительное шасси из 10-11 пар небольших колес вдоль нижней части фюзеляжа, на которых он мог рулить на малой скорости, преодолевая стволы поваленных деревьев толщиной до 15 см и канавы шириной до 1,5 м. Основное шасси состояло из полуубираемой носовой стойки и убираемых в крыло основных стоек. Особенностью конструкции основных стоек была возможность поджиматься в процессе погрузочно-разгрузочных работ. При этом самолет опускался на колеса дополнительного шасси, а задний грузовой люк оказывался на уровне кузова грузового автомобиля. После окончания работ основные стойки поднимали самолет так, чтобы при взлете дополнительное шасси не касалось взлетной полосы.

* прим. админ. - в стародавние времена в русском языке "сорок" обозначало не конкретное число (помните из сказки - "сорок сороков"?), а неопределенное, большое количество чего-либо, в немецком языке это слово дословно переводится как тысяченожка.

Характеристики
Ar.232 A-0 Ar.232 B-0
Экипаж, чел 4-5
Размеры
Размах крыла, м 32,00 33,50
Площадь крыла, м² 138,0 142,6
Длина самолета, м 23,5 23,6
Высота самолета, м 6,60 5,69
Двигатель.
Силовая установка 2 х ПД BMW-801 4 х ПД BMW-Bramo 323R-2 Fafnir
Мощность, л.с. 2 х 1600 (1175 kW) 4 х 1200 (885 kW)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 11135 12780
Нормальная взлетная 16100 20000
Максимальная взлетная 18600 21150
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч на Н=4000м 308 305
Крейсерская скорость, км/ч на Н=2000м 290
Практическая дальность, км 1500 1300
Максимальная скороподъемность, м/мин 475 285
Практический потолок, м 7600 6900
Полезная нагрузка 2000 кг груза или 8 чел. пехоты 6000 кг груза или 24 чел. пехоты
Вооружение
один подвижный 13-мм пулемет МG-131 в носу с 500 патронами, одна 20-мм пушка МG-151 в верхней башне и два 13-мм пулемета МG-131 с 500 патронами в задней установке

На самолете предусматривалась установка 8 пулемётов в боковых окнах, используемых десантниками.

Ar.232B

В дальнейшем, из-за нехватки двигателей BMW 801, используемых на FW-190, начиная с четвертой опытной машины (прототип самолетов серии В), устанавливали четыре двигателя BMW BMW-Bramo 323R-2 Fafnir, мощностью по 1200 л.с. Кроме того, перестройка самолета на четыре двигателя оказалась довольно простой задачей, потребовалось изменение только средней крыла. Самолет увеличил грузоподъемность при уменьшении дальности полета, при этом, размах крыла увеличился всего на 1,5 м.

Главной задачей транспортников стало снабжение немецких частей, оказавшихся в окружении, а также разведывательных групп, действовавших в советском тылу. Этому способствовало «вездеходное» шасси, позволяющее осуществлять посадку на самые сложные участки.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /Под редакцией Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Военная авиация" CD Media 2000

Фото Описание

Схема Arado 232A-0. Силовая установка состояла из двух двигателей, BMW 801 мощностью по 1600 л.с.

Схема Arado 232B-0. Силовая установка - четыре двигателя BMW-Bramo 323R-2 Fafnir мощностью по 1200 л.с.

Arado 232A-0.

Arado 232B-0.

Arado 232B-0 перед загрузкой. Обратите внимание, что на этом фото и на верхнем, только 10 пар колес "сороконожки". Вероятно, при таком способе загрузки, поднятой только передней опоре шасси, снятая задняя тележка позволяла еще больше увеличить наклон и облегчить загрузку.

Arado 232А-0 готов к взлету, основная и передняя "ноги вытянулись", а колеса "сороконожки" уже находятся в воздухе :-)

Немецкий транспортник для для российского бездорожья отметился в операции "Цеппелин" - "Убить товариша Сталина", неуспех которой был "запланирован" уже при ее подготовке. Ношение ордена Красной звезды на левой стороне груди было серьезным нарушением и, очевидно, сразу было замечено первым же патрулем.

Арадо-232 был последним немецким самолетом, покинувшим окруженную группировку Паулюса. Командующий Шестой армии предоставленным шансом не воспользовался...

Arado 232 явился предшественником современных военно-транспортных самолетов, применяющих схему высокоплана с кормовой рампой. Наш военно-транспортный Ил-76 на двадцати колесах (из них 16 на ООШ) тоже предназначался для грунтовых полос, хотя с них практически не летал.

Отсюда и очевидный ответ на вопрос, почему военно-транспортные самолеты являются высокопланами. Гусеничная техника и колесные автомобили заезжают в такой самолет своим ходом, или затаскиваются лебедками. При этом высота грузовой кабины ограничивается сверху проходящим через фюзеляж крылом.

Однако при такой схеме самолета приходится конструировать более жесткую, а значит более тяжелую среднюю часть фюзеляжа, находясь на земле его шпангоуты несут крыло, заполненное топливом, для Ил-76 это больше 90 т, включая вес крыла и двигателей.

Однако наука не стоит на месте. Новый, наш родной Ил-112В, спасибо амерам за санкции, имеет сплошное, а значит легкое и надежное крыло, которое крепится к силовым шпангоутам фюзеляжа сверху за 4 проушины. Никаких СЧК и ОЧК. Как же это я сам сразу до этого не додумался :-))))