Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Dornier Do 17. Боевое применение.

Do 17

В начале 1937 года Do 17Е и F начали поступать на вооружение частей Люфтваффе. Первыми подразделениями, получившими новые бомбардировщики, стали I/K.G 153 (I группа 153-го Кампфгешвадера - т. е. бомбардировочного полка), расположенная в Мерзебурге и I/KG 155 - в Гибельштадте (Giebelstadt). К концу 1937 года Do 17E уже стояли на вооружении трех авиачастей: KG 153, KG 158 (преобразован из KG 155 в октябре) и KG 252.

Первой разведывательной авиагруппой, получившей Do 17F-1 в апреле 1937 г., стала A.Gr.(F)/122. Новый разведчик обладал большими возможностями, поэтому германское командование приняло решение о скорейшем обновлении парка самолетов во всех дальне-разведывательных авиачастях Люфтваффе. Одномоторный Heinkel 70F уступил свое место новому двухмоторному Do 17. В течение 1937 года самолеты-разведчики Do 17F поступили на вооружение еще пяти разведывательных авиагрупп: Aufkl.Gr, (F)/121, A.Gr.(F)/123, A.Gr.(F)/124, A.Gr.(F)/125 и A.Gr, (F)/127.

В то время как подразделения Люфтваффе еще только начали получать и осваивать новые самолеты, немецкому командованию представился случай испытать Do 17 в деле. В 1936 году в Испании разгорелась гражданская война. В этом конфликте Германия поддержала националистов генерала Франко и направила им в помощь своих военных специалистов и военную технику. Испания стала полигоном для испытания новейших образцов немецкого оружия. В частности, весной 1937 года туда были отправлены двенадцать новейших немецких бомбардировщиков: четыре Не 111 В, четыре Ju 86 D и четыре скоростных бомбардировщика Do 17 Е-1. Самолеты разобрали на части и на грузовых судах по морю доставили в Испанию. Там на аэродроме Таблада, в Севилье, они были собраны уже ожидавшими их немецкими специалистами. Из новых самолетов была сформирована опытная бомбардировочная эскадрилья (Versuchs-bomberstaffel), которая под обозначением 4.VB/88 вошла в состав немецкого авиационного "Легиона Кондор". 3 марта 1937 года эта эскадрилья приняла участие в бомбардировке Харинто (Jarinto). Опыт оказался успешным, и вскоре в Испанию были направлены еще 20 бомбардировщиков Do 17E. Эти машины отправлялись к месту назначения своим ходом, совершая перелет из Германии через Италию. Вместе с тяжелыми Не 111В, Do 17 Е поступили на вооружение двух бомбардировочных эскадрилий: 1. и 2.К/88. Летом 1937 года совместно с другими бомбардировщиками "Легиона Кондор" Do 17 приняли участие в бомбардировке печально знаменитых Герники и Дуранго, на севере Испании.

Одновременно в "Легион Кондор" прибыли 15 "разведчиков" Do 17F-1. Это были самолеты и экипажи одного штаффеля (эскадрильи) из A.Gr.(F)/122. В Испании он действовал под обозначением 1.А/88.

Первый Do 17 в Испании был сбит над Бильбао еще 18 апреля 1937 года. То есть почти сразу же по прибытии. Победу одержал республиканский летчик Фелиппе дель Риови на истребителе И-15.

Но этот случай нужно рассматривать как пример военной удачи, потому что, в общем, Do 17 в испанском небе показали себя хорошо и успешно противостояли истребителям-бипланам республиканцев. Но в том же 1937 году в составе республиканской авиации увеличилось количество более скоростных истребителей-монопланов И-16, поставляемых из СССР. При встрече с ними Do 17 уже не имели каких-нибудь скоростных преимуществ. Правда, образцово-показательные случаи непосредственного боевого противоборства двух этих самолетов остались неизвестны. Но само присутствие на театре военных действий истребителей, обладающих заметным превосходством в скорости, не могло не сковывать действий Do 17.

За год боевых действий в Испании Do 17 значительно выработали свой ресурс. Весной 1938 года разведывательные эскадрильи немецкого "Легиона Кондор" получили пополнение. В Испанию прибыли Do 17P. Новые самолеты-разведчики поступили на вооружение 1.А/88 и действовали последовательно с аэродромов Буньюэль-Тудела (Bunuel-Tudela) и Ля Сения (La Cerua). В марте 1938 года они приняли участие в арагонском наступлении франкистов, а во второй половине апреля поддерживали наступление на Валенсию. В апреле, над рекой Эбро, в трех километрах от Артезы (Artesa), республиканские зенитчики сбили Do 17 унтер-офицера Вилли фон дер Дриша (Driesch). 5 августа 1938 года над той же рекой Эбро был сбит еще один Do 17F - обер-фельдфебеля Менде. Самолет получил повреждения от огня зенитных батарей и упал прямо в реку.

В августе 1938 года все оставшиеся боеспособными Do 17 Е и Do 17F, а также 10 новых Do 17P, были переданы из состава "Легиона Кондор" в воздушные силы испанских националистов. Испанские летчики-националисты дали Do 17 прозвище "Bacalaos" - треска. Самолеты поступили на вооружение Grupo 8-G-27. Группа базировалась на аэродроме Ля Сениа, а ее персонал на время обучения был смешанным и состоял из испанских и немецких летчиков и техников. Впрочем, эта авиагруппа, даже став полностью "испанской", до самого конца войны находилась в подчинении у командования "Легиона Кондор".

В конце декабря 1938 года и в январе 1939 года она поддерживала с воздуха наступление франкистов на Барселону. По окончании гражданской войны, в 1939 году, группа 8-G-27 перелетела в Логроньо (Logrono). В то время она насчитывала 13 самолетов Do 17 Е и Do 17 Р. Еще несколько лет после войны Do 17 продолжали свою службу в испанской авиации.

В Германии самолеты Do 17M и Do 17 Р стали поступать в части Люфтваффе в начале 1938 года, постепенно вытесняя устаревшие модификации Е и F. По отчету от 19 сентября 1938 года на вооружении воздушных сил Германии находилось 479 самолетов Do 17 всех модификаций (приблизительно 300 бомбардировщиков Е/М и 180 - разведчиков F/P). Это составляло треть бомбардировочно-разведывательных сил Люфтваффе. Но уже в 1939 году бомбардировщики Do 17M стали заменять новыми Do 17Z. В то же время разведчики Do 17P оставались в частях Люфтваффе еще несколько лет.

В 1940 году Болгария, обеспокоенная технической отсталостью своих ВВС, обратилась к своей более могущественной союзнице - Германии с просьбой о продаже каких-нибудь "современных" бомбардировщиков. Немцы охотно продали болгарам Do 17 М и Р, которые только что отлетали военную кампанию во Франции. Фирма Дорнье скупила их из действующих авиачастей, отремонтировала, подновила на своих заводах и перепродала Болгарии. Самолеты Do 17M списывались из частей Люфтваффе как устаревшие, но, по мнению немцев, они вполне могли сойти за современные для болгарской авиации.

6 декабря 1940 года двенадцать Do 17M вошли в состав военно-воздушных сил Болгарии. Они поступили на вооружение 4-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка, который располагался в Пловдиве. В Болгарию самолеты поступали без механизма бомбосбрасывания, который устанавливался на месте и был рассчитан под чехословацкие бомбы.

Следующую партию из двенадцати Do 17 Болгария закупила в 1942 году. Эти самолеты были вооружены полностью по немецким стандартам.

После поражения Югославии в 1941 году болгары захватили шесть самолетов Do 17 К, которые составили еще одну, 5-ю эскадрилью в 5-м бомбардировочном полку болгарских ВВС.

Do 17 использовались болгарами в основном как самолеты дальней морской разведки. Шесть из них базировались на аэродроме Кевала, на берегу Эгейского моря. Еще шесть расположились на аэродроме Аргос на полуострове Пелопоннес. Болгарские "дорнье" сопровождали итальянские и немецкие суда, идущие с различными грузами в Северную Африку, а также производили аэрофотосъемку минных полей в Эгейском и Средиземном морях.

Когда 8 сентября 1944 года советские войска подошли к границам Болгарии, власть в стране перешла в руки "Отечественного фронта", настроенного прокоммунистически, и Болгария быстро повернула оружие против своего бывшего союзника - Германии. Уже 9 сентября болгарские Do 17 участвовали в налетах на отступающие немецкие части в Югославии. Позже, во время боев в Венгрии, эти болгарские "дорнье" вместе с их экипажами находились в составе советской авиации, где их использовали в качестве разведчиков.

После поражения Франции противостоять Германии на западе могла только Великобритания. Немецкий генеральный штаб начал разрабатывать план вторжения на Британские острова, получивший название «Зеелёве» (морскойлев). В условиях господства на море английского флота эта десантная операция требовала от немцев долгой и тщательной подготовки, и завоевания воздушного превосходства. С начала августа в течение последующих трёх месяцев над Ла-Маншем и южной частью Британских островов развернулись настоящие воздушные сражения, которые Уинстон Черчиль назвал «Битвой за Англию».

С немецкой стороны эта воздушная наступательная операция получила название «Adlerangriff» - орлиная атака. 10 августа 1940 года было определено днём начала массированных налётов на Британские острова. Перед немецкой авиацией ставилась задача в первую очередь сокрушить боевые авиационные части противника, его аэродромы и органы снабжения, а также авиационную промышленность и заводы, производящие зенитное вооружение.

Но задолго до назначенного срока подразделения разведчиков Do 17 и Do 215 уже начали свои рейды над Ла-Маншем и Британскими островами, а бомбардировщики не давали покоя английским конвоям в проливе. Так, 10 июля 1940 года двадцать шесть Do 17Z из I/KG 2 совершили удачный налет на корабли англичан в устье Темзы. За успешные действия над проливом полковник Йоханнес Финк, командир KG 2, получил даже прозвище Kanalkampffuerer (что может быть приблизительно переведено на русский, как «предводитель битвы над проливом»).

Из-за погодных условий день общей «Орлиной атаки» отодвинулся на 13 августа 1940 года. Но уже 11 августа восемнадцать бомбардировщиков Do 17 из KG 2 вместе с Bf И0 С-4 из E.Gr.210 нанесли успешный удар по английскому аэродрому Манстон.

В «Битве за Британию» принимали участие около трехсот бомбардировщиков или разведчиков Do 17 и Do 215. Большая часть Do 17 находилась во 2-м воздушном флоте на вооружении трех бомбардировочных полков: KG 2, KG 3, а также Stab, I и III групп KG 76, и, кроме того, в разведывательной II/LG 2 (Do 17P).

В составе 3 воздушного флота Do 17 находились в штабах St.G I, St.G 3 и St.G 77, а также на вооружении разведывательной 2(Н)/11. Наконец, с аэродрома Ставангер-Сола действовали разведчики 5-го воздушного флота - Do 215 из Aufkl.Gr.Ob.d.L.

13 августа 1940 года семьдесят четыре Do 17Z из KG 2 без истребительного прикрытия нанесли бомбовый удар по английскому аэродрому Истчерч (Eastchurch). На земле были уничтожены пять бомбардировщиков «Blenheim», один истребитель «Spitfire», а также повреждены постройки.

15 августа 1940 года немцы еще раз атаковали аэродром Истчерч. На этот раз бомбардировщиками Do 17 из III/KG 3. A Do 17 из Штаба и II группы KG 3 совершили удачный налет на Рочестер, где находились авиационные заводы фирмы «Шорт», выпускавшие четырехмоторные бомбардировщики «Stirling». При этом было потеряно два Do 17Z.

18 августа Do 17Z из III/KG 76 участвовали в налетах на Биггин Хилл, Кройдон и Кенли. Над Кройдоном было потеряно четыре Do 17, Еще три бомбардировщика получили сильные повреждения, но дотянули до Франции. В одном из них был убит летчик, и самолет привел обратно и посадил на «брюхо» штурман - оберфельдфебель Илльг. За этот мужественный поступок он был награжден рыцарским крестом.

К концу августа стало ясно что подавить военно-воздушные силы Великобритании не удалось. Если с 13 по 23 августа немцы бомбили английские аэродромы и авиазаводы, то с 25 августа 1940 года Люфтваффе пытаются наносить удары по столице Великобритании - Лондону. 4 сентября 1940 года Гитлер окончательно определил новую задачу для воздушных сил Германии. Теперь целью немецких бомбардировщиков становится Лондон и другие города Англии. Это решение возникло как ответ на начавшиеся бомбардировки немецких городов английской авиацией.

С 7 сентября 1940 года начались массированные налёты на Лондон. 15 сентября стал переломным днем в битве за Британию. Немцы предприняли самую массированную бомбардировку Лондона, подняв в воздух около 1200 самолетов всех типов. В этот день 2-й и 3-й Воздушные флоты Германии потеряли 34 бомбардировщика, а многие из вернувшихся имели серьезные повреждения. Но ни сокрушить боеспособность английской авиации, ни сломить волю англичан к сопротивлению немцам не удалось. Оказалось, что Люфтваффе не имеют для этого достаточных сил и средств, С 1 октября немцы отказались от дневных массированных налетов на Англию и перешли к ночным бомбардировкам малыми группами. И в первую очередь, в разряд «ночников» были переведены подразделения, на вооружении которых состояли бомбардировщики Do 17.

В ходе битвы за Англию выяснилось, что самолет Do 17Z имеет теперь уже невысокую скорость. В сочетании с недостаточно сильным оборонительным вооружением и слабым бронированием это делало самолет слишком уязвимым для таких истребителей, как «Hurricane» и «Spitfire». С другой стороны, бомбонагрузка всего в 1000 кг становилась уже явно недостаточной, чтобы решать новые задачи развивающейся войны. Цена каждого килограмма бомб, сброшенных на цель, оказалась слишком высока. Из-за больших потерь, понесенных в июле-августе 1940 года, было решено перевооружить KG 76. К концу 1940 года его I и III группы поменяли свои Do 17Z на «Юнкерсы» Ju 88. К началу 1941 года самолеты Do 17Z остались только на вооружении I и III/KG 2 «Holzhammer», а также Ш/KG З «Blitz». Они приняли участие в боевых действиях над Балканами и Критом.

Готовясь к войне с Советским Союзом, немцы хотели обезопасить себя со стороны Балкан. Здесь создавалась невыгодная для Германии ситуация. В Югославии к власти пришло правительство, ориентированное на СССР, а в Греции укрепляли свои позиции англичане.

Ранним утром 6 апреля 1941 года в 6.45 немецкая авиация бомбила Белград. Немецкие войска вторглись в Югославию и в Грецию. В Балканской операции был задействован 4-й воздушный флот Германии, В его составе действовали I и III/KG 2 и III/KG 3, то есть все авиаподразделения Люфтваффе, имевшие на вооружении бомбардировщики Do 17Z. Кроме того, в Болгарии базировались разведчики Do 17 H3 2.(F)/11. И это несмотря на то, что всего полгода назад, во время битвы за Британию, Do 17 показал себя не с лучшей стороны. Но, в отличие от британского, в балканском небе у бомбардировщиков Дорнье не было серьезной истребительной оппозиции. Истребительные силы Югославии и Греции в основном состояли из устаревших типов самолетов. Поэтому здесь полномасштабное использование Do 17 было вполне оправдано. Надо заметить, что во время военных действий на Балканах в 1941 году бомбардировщики и разведчики Do 17 находились на вооружении трех стран: Германии, Болгарии и Югославии, и, таким образом, применялись обеими противоборствующими сторонами.

17 апреля 1941 года капитулировала Югославия. 20 апреля соединения Do 17 совместно с Ju 88, всего около сотни бомбардировщиков совершили массированный налет на Афины. 23 апреля двадцать пять Do 17 бомбили аэродром Аргос. В тот же день капитулировала Греция, и английские войска вынуждены были эвакуироваться на остров Крит. За время боев б Югославии и Греции Люфтваффе потеряли двадцать девять Do 17.

Немцы не могли спокойно чувствовать себя на Балканах, пока Крит находился в руках Британской империи. В условиях господства британского флота на Средиземном море остров представлял собой отличный плацдарм для контрнаступления англичан. Но их господству на море немцы решили противопоставить свое превосходство в воздухе.

Германское командование решило захватить Крит силами седьмой воздушно-десантной дивизии при поддержке двух авиационных корпусов (V11I и XI) 4-го Воздушного флота. Бомбардировщики Do 17 из I, III/KG 2 и III/KG 3 также принимали участие в этой операции, получившей условное наименование «Меркурий». В их задачу входили не только действия против наземных целей, но и нанесение ударов по кораблям противника. Первые бомбовые удары по Криту немецкая авиация стала наносить еще в конце апреля. В мае бомбардировки усилились. 20 мая на острове был высажен парашютный десант, а затем транспортными самолетами переброшено вооружение и более 10 тысяч солдат. С 21 по 23 мая 1941 года между немецкой авиацией и британскими кораблями разыгралось так называемое «воздушно-морское сражение». Конечно, в нём главная роль принадлежала пикирующим бомбардировщикам, но Do 17 из KG 2 также внесли свою лепту. 22 мая вместе с Ju 88 из LG 1 они спасли от разгрома немецкий морской десантный конвой, когда на тот напали английские корабли. При этом серьезные повреждения получили легкие английские крейсера «Карлейл» и «Найяд».

К началу июня 1941 года немцы полностью овладели Критом. И генерал Рихтгофен, командующий восьмым авиационным корпусом, оценивая действия своих летчиков над Критом, мог с гордостью сказать: «...Мы одержали большую решающую победу, мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия Люфтваффе...»

После того как Германия обезопасила себя со стороны Балкан, ничто более не мешало ее нападению на Советский Союз. Почти за полгода до нападения разведывательные самолеты Do 17 уже совершали полеты над территорией СССР. Обычно приводят в пример спецподразделения воздушной разведки полковника Ровеля, которое начало действовать на западной границе СССР в январе 1941 года. Но бывший немецкий летчик Конрад Кнабе в своих мемуарах, опубликованных после войны, сообщает о том, что подобный случай имел место еще раньше, осенью 1940 года. ( См,: Konrad Knabe. «Das Auge Dietls.» Druffel-Verlag. 78-79)

В конце августа 1940 года экипажи двух Do 17, один из которых возглавлял К. Кнабе, получили секретное предписание перелететь на аэродом Банак, на севере Норвегии. Там они вошли в состав особой разведывательной авиагруппы «Норд». В их задачу входила разведка северных территорий и, в том числе, районов советского Заполярья. В начале октября 1940 года немецкие самолеты-разведчики Do 17P пересекали границу Советского Союза и фотографировали Мурманск,

2 мая 1941 года оберлейтенант К.Кнабе был вызван в Веймар, где ему поручили создать Лапландскую дальнеразведывательную эскадрилью. 18 июня эскадрилья из четырех Do 17P перелетела на аэродром Рованиеми в Финляндии. Перед эскадрильей была поставлена задача разведки северных советских территорий, поскольку Финляндия готовилась принять участие в военных действиях против СССР. 19 июня 1941 года, около 6 часов утра, командир эскадрильи К. Кнабе лично поднял в воздух свой Do 17P, чтобы сфотографировать советские укрепрайоны к западу от Кандалакши. 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, на финской границе все еще выглядело мирным и спокойным. Но немецкие Do 17P продолжали вести разведку вдоль железной дороги Мурманск - Кандалакша. 24 июня 1941 года Финляндия вступила в войну.

В нападении на Советский Союз участвовали бомбардировщики Do 17Z из I и III/KG 2, а также III/KG 3 . До 10 июля 1941 года штаб и 1-я Группа KG 2 базировались на аэродроме Сувалки в Польше. Затем, по мере продвижения немецких войск вглубь советской территории, они действовали последовательно с аэродромов Сильце (до 1 августа), Веретени (до 30 августа), Рельбицы (до 1 октября) и Витебск (до 1 ноября).

III группа KG 2 в первые дни войны располагалась на аэродроме Лыцк (Lyck), но уже в то время в ее составе не было 7-й эскадрильи (Staffel), которая получала и осваивала новые самолеты Do 217. С 26 июня до августа 1941 года HI/KG 2 базировалась на аэродромах Дубово-Сад и Парафьяново. Отсюда 9 июля для перевооружения была отозвана 8-я эскадрилья, а 19 июля штаб группы. 1 августа 1941 года оставшаяся в одиночестве 9-я эскадрилья перелетела на аэродром Веретени, воссоединившись на непродолжительное время с I/KG 2. Но 26 сентября она также отправилась в Германию. После этого бомбардировщики Do 17Z из I/KG 2 недолго оставались на восточном фронте. 1 ноября 1941 года они взлетели со своего аэродрома под Витебском, чтобы навсегда покинуть Россию.

III Группа KG 3 до 26 июня 1941 года также базировалась в Сувалках. Затем действовала совместно со Stab., 8. и 9./ III/KG 2 с аэродромов Дубово-Сад (до 9 июля) и Парафьяново. А с 1 августа объединилась (по крайней мере в смысле аэродромного базирования) с подразделениями III/KG 2 и действовала с аэродромов: Веретени, Рельбицы, Витебск - до ноября 1941 года.

Таким образом, в конце 1941 года последние крупные подразделения Люфтваффе, летавшие на самолетах Do 17Z были перевооружены. I и III/KG 2 - отправились на запад воевать против Англии и получили новые Do 217 Е, а оставшаяся на восточном фронте III/KG 3 пересела на Ju 88.

По отчетам от 20 сентября 1942 года самолеты Do 17 различных модификаций (в основном «Р» и «Z») числились на вооружении следующих небольших подразделений Люфтваффе: 2-й, 3-й, 4-й эскадрилий Nacht.A.Gr; 15./KG 53; 107ZG 26 и 2.(F)/Aufkl.Gril

Небольшое количество Do 17Z оставалось на вооружении Люфтваффе вплоть до конца войны, но использовались они только в качестве вспомогательных, испытательных или учебных самолетов.

Как видно из сказанного, на восточном фронте сами немцы применяли бомбардировщики Do 17Z только в первые месяцы войны, и очень скоро заменили их более совершенными самолетами Юнкере Ju 88 или Дорнье Do 217. Тем не менее, некоторое количество Do 17 еще долго оставались на советско-германском фронте. Во-первых, в разведывательных авиаподразделениях продолжали нести службу Do 17P и Do 17Z-3. Во-вторых, бомбардировщики Do 17Z использовались в войне против СССР союзниками Германии. Пятнадцать таких самолетов находилось в финских ВВС, и примерно такое же количество Do 17Z состояли на вооружении одной хорватской эскадрильи действующей в составе немецких авиачастей KG 53 и KG 3.

Хорватские летчики, прибывшие на восточный фронт воевать против СССР, получили свои Do 17Z в октябре 1941 года, находясь в Минске и Витебске. Они составили 15.(Kroat.)/KG 53 - отдельную 15-ю эскадрилью в немецком KG 53 «Легион Кондор». 25 октября двенадцать хорватских бомбардировщиков были переброшены на ленинградский фронт, в Сольцы близ оз. Ильмень. 1 декабря во время бомбардировки советских войск эскадрилья понесла первую потерю. Ответным зенитным огнем был сбит Do 17Z поручика Владимира Граовача. В конце декабря 1941 года 15,/KG 53 действовал уже под Москвой. 26 января 1942 года во время штурмовки позиций советских войск самолет, управляемый летчиком Богомиром Ротером, был поражен взрывом собственных бомб, сброшенных с малой высоты.

В феврале 1942 года эскадрилью вывели из боев и отправили на родину, в Загреб, чтобы перевооружить Юнкерсами Ju 88 и переобучить ее летчиков. Но с перевооружением что-то не получилось, и 25 июня 1942 года хорватская эскадрилья вернулась в Россию на аэродром Сольцы на прежних Do 17Z. Когда самолеты уже заходили на посадку, один из «дорнье», управляемый летчиком Олегом Оксевским, вместе с экипажем неожиданно набрал высоту и ушел в сторону советских позиций.

Второй период боевых действий на восточном фронте оказался для хорватской эскадрильи менее удачным. Сказывалось неуклонно возрастающее сопротивление советской авиации и средств ПВО. 1 июля 1942 года советским истребителем был сбит хорватский Do 17Z-2 (W.Nr.2607) с бортовым обозначением 5K + NS. 26 июля 1942 года советские зенитчики сбили еще один бомбардировщик из 15-й эскадрильи KG 53 - Do 17Z летчика Ивана Боко. 25 августа 1942 года разбился со всем экипажем Do 17Z поручика Шмита. В ноябре при перелете на новый аэродром был потерян еще один Do 17Z-2 (W.Nr.2529) с бортовым обозначением 5K+YH. Его сбил советский истребитель.

Зимой 1942/43 года хорватская эскадрилья бомбардировщиков Do 17Z под обозначением Kroat Kampfstaffel 10 вошла в состав KG 3. В июне 1943 года она становится 15.(Kroat)/KG 3 и действует на своих Do 17Z против советских войск с аэродромов Коровье Село и Сещинская. К этому времени часть хорватских экипажей вместе со своими самолетами были отосланы в Загреб, где им пришлось воевать против югославских партизан. Наконец, в декабре 1943 года хорватские летчики, оставшиеся в России, оставили свои Do 17Z и пересели на Ju 87.

По заявлениям хорватских летчиков, за все время кампании на восточном фронте они совершили 1247 боевых вылетов, уничтожили на земле 245 танков, 581 грузовик, 307 артиллерийских орудий и «бесчисленное» количество солдат противника. При этом их собственные потери составили 5 бомбардировщиков Do 17Z и 20 человек летного состава. Как обычно, из всех этих чисел вполне достоверными могут считаться только первое и два последних.

Финляндия, обиженная «зимней» или советско-финской войной 1940 года, охотно поддержала немецкий «натиск на Восток», став союзницей Германии в войне против СССР. Слаборазвитая промышленность Финляндии не могла производить тяжелые виды вооружения на современном уровне и в нужном количестве. Поэтому военную технику для своей армии финнам в основном приходилось закупать за границей. Например, авиация Финляндии была собрана буквально с миру по нитке, и представляла собой разношерстную смесь из устаревших английских, французских, голландских, американских и трофейных советских самолетов. Предпринимать с подобными силами серьезные наступательные операции было затруднительно. Но немцы, растянувшие свой восточный фронт более чем на 3000 км, были «кровно» заинтересованы в том, чтобы их союзники не только держали его второстепенные участки, но и проявляли там должную активность. Поэтому становится вполне понятен широкий жест рейхсмаршала Геринга, который 11 ноября 1941 года подарил финским военно-воздушным силам пятнадцать самолетов Дорнье Do 17Z и в придачу к ним 300 тонн бомб.

«Дорнье», которые получила Финляндия, не были новыми, Они уже прослужили какое-то время в частях Люфтваффе. Но «дареному коню в зубы не смотрят», а как показала практика, полученные самолеты еще далеко не выработали свой ресурс.

Все подаренные Do 17 доставлялись из Германии по морю, на грузовых судах в частично разобранном виде. Три первых прибыли в Финляндию 5 января 1942 года. Остальные одиннадцать - до конца января. И последний, после установки на него фотооборудования, был доставлен 11 февраля 1942 года. Самолеты имели следующие серийные номера (Werk.Nr): 1155, 1175, 1218, 2608, 2622, 2818, 2856, 2873, 2905, 3228, 3323, 3425, 3498, 4187 и 4242. Из пятнадцати финских «дорнье» пять самолетов были модификацией бомбардировщика: три - Do 17Z-1 и два - Do 17Z-2; девять - разведчика-бомбардировщика Do 17Z-3, и модификация еще одного неизвестна. Самолеты были перекрашены в цвета финского камуфляжа, получили финские опознавательные знаки (голубая свастика в белом круге), бортовые номера (от DN-51 до DN-65) и поступили на вооружение 46 Lentolaivue (эскадрильи - LeLv) 4 Lentorykmentti (авиаполка - LeR),

До этого 46-я эскадрилья числилась «безлошадной», поскольку не имела ни одного боевого самолета. С августа 1941 года летчики эскадрильи проходили обучение в захваченной немцами Варшаве. А с января до конца марта 1942 года уже непосредственно в Финляндии они осваивали новые самолеты, постепенно привлекаясь к участию в боевых операциях. К апрелю эскадрилья была полностью готова к выполнению боевых заданий. Она имела на вооружении двенадцать Do 17Z, подразделенных на три звена по четыре самолета в каждом. Командиром LeLv 46 стал майор Рейно Артола. 1-е звено возглавлял капитан Юсси Рату, 2-е звено - капитан Йоуко Пирхонен, 3-е звено - капитан Тауно Меллер.

Боевое крещение 46-я эскадрилья получила 5 апреля 1942 года. В этот день LeR 4 совершил налет на советский аэродром Сегежа (Sekehen) на мурманской железной дороге. И эскадрилья финских «дорнье» в полном составе приняла участие в этой акции.

13 апреля 1942 года девять Do 17Z нанесли бомбовый удар по деревне Вонозеро, к югу от реки Свирь, где находился штаб одной из советских дивизий. После этого самолеты 46-й эскадрильи еще неоднократно поднимались в небо для бомбардировки и разведки позиций советских войск на Карельском фронте. До начала следующего 1943 года финские «дорнье» не имели боевых потерь. Но два Do 17Z-3 (DN-60 и DN-62) потерпели аварию и были списаны.

19 февраля 1943 года пять Do 17Z участвовали в очередном налете на советский аэродром в Се-гежи. Самолеты вылетели в сумерках, в 21:00, на пять часов позже, чем планировалось. На обратном пути погода внезапно испортилась, и два Do 17Z (DN-53 и DN-65) не смогли найти своих аэродромов и разбились. Еще два получили в этот день серьезные повреждения.

Следующей крупной акцией 46-й эскадрильи стало участие восьми Do 17Z в налетах, направленных против карело-финских партизан, отряды которых сосредотачивались для прорыва через линию фронта в районе селения Лехта, западнее Беломорска (Сороки).

К началу 1944 года в LeLv 46, которую по-прежнему возглавлял майор Артола, насчитывалось только девять боеспособных Do 17Z. Пять «дорнье» составляли 1-е звено. Им командовал капитан Отт Раутанен. Еще четыре составляли 2-е звено под командованием капитана Илпо Туоминена. Для 3-го звена эскадрильи самолетов Do 17Z не нашлось, и оно было пополнено трофейными советскими Ил-4.

26 февраля 1944 года четыре Do 17Z из LeLv 46 пристроились к соединению советских бомбардировщиков, которые возвращались с боевого задания. Финские «дорнье» остались незамеченными и вышли прямо на советский аэродром Левашево (к северу от Ленинграда), на который безнаказанно сбросили свои бомбы.

В ночь с 18 на 19 мая 1944 года самолеты 46-й эскадрильи - шесть Do 17Z и три Ил-4 - нанесли бомбовый удар по советскому аэродрому в Мергино (на южном берегу р. Оять - левый приток р. Свирь). На следующую ночь финский авиаполк LeR 4 предпринял налет на склады и железнодорожную станцию Алеховщина, также расположенную на р. Оять. В этой акции приняли участие семь финских Do 17Z.

9-10 июня 1944 года началось наступление советских войск на Карельском перешейке. 11 июня 1944 года стал черным днем для 46-й эскадрильи финских «дорнье», которые предприняли боевой вылет в сторону Ленинградского фронта. Три Do 17Z не вернулись обратно. Два из них (DN-54 и DN-56) были сбиты советскими зенитчикиами и упали в районе Зеленогорска (Терийоки) - Первомайского (Кивенна). И еще один (DN-61) по ошибке сбили свои же финские зенитчики.

Активизация боевых действий во время карельского наступления советских войск сразу же отразилась на количестве потерь со стороны финской авиации иг в частности, среди устаревших к этому времени бомбардировщиков «дорнье» из LeLv 46. 30 июня 1944 года советские зенитчики сбили Do 17Z-3 с бортовым номером DN-63. 26 июля 1944 года над озером Вегарус советским истребителем был сбит Do 17Z-1 с бортовым номером DN-59. А 1 августа 1944 года еще один Do 17Z-1 (DN-51) был уничтожен советской истребительной авиацией в районе Корпиярве-Лоймола. Таким образом, за два месяца боев летом 1944 года боевые потери 46-й эскадрильи финских ВВС составили шесть Do 17Z, то есть в три раза больше, чем за два предшествующих года войны.

В сентябре 1944 года между СССР и Финляндией было подписано перемирие. Но на севере Финляндии все еще находились немецкие войска, против которых финны теперь обратили свое оружие. Одной из последних боевых акций финских Do 17Z стала бомбардировка немецких войск в Лапландии, в районе Кемиярве - Рованиеми, предпринятая 2 октября 1944 года.

Пережили войну только пять финских «дорнье». Один из них - Do 17Z-1 (DN-57) - использовался после войны в качестве учебно-тренировочного самолета. Остальные четыре - Do 17Z-3 (DN-52, -55, -58 и -64) использовались для аэрофотосъемки. DN-58 пережил всех, совершив свой последний полет 13 сентября 1948 года.

Источники

  • Бомбардировщики Дорнье Do 17 /Экспринт. Сергей Кузнецов./
  • Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) /Уильям Грин. /
  • Авиация Люфтваффе/В.Н. Шунков/
  • Боевые самолеты Люфтваффе /Под ред. Дэвида Дональда/