Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную  English

Хейнкель 59. Боевое применение.

He 59

В 1939 году сформировали первую спасательную морскую авиационную группу (Seenotgruppe) в составе двух эскадрилий (Seenotstaffeln) из самолетов Не-59С-2 и He-59D-1. К началу Второй мировой войны в четырех эскадрильях береговой авиации все еще числилось 43 Не-59В-2 По данным на 2 сентября

1939 года, самолеты распределялись следующим образом:

3./Ku.FI.Gr.106, место базирования Боркум, командир майор Хорн -10 самолетов;

3./Ku.FI.Gr.406, место базирования Лист, командир гауптман Бергман - 9 самолетов;

3/Ku.FI.Gr.706, место базирования Нордерней, командир гауптман Штейн - 12 самолетов;

3/Ku.FI.Gr.506, место базирования Пиллау, командир гауптман Фехлинг - 12 самолетов.

Не-59В-2 из состава 37Ku.FI.Gr.506 приняли участие в боях по захвату Польши с первого дня войны. Задачей гидросамолетов являлось нанесение бомбовых ударов по польским войскам на побережье Кепи Оксувскей и Хелу. С целью уничтожения береговых батарей в Хелу экипажи Не-59В выполнили несколько ночных налетов. Наиболее активно самолеты использовались в ночь со 2 на 3 сентября 1939 года, когда было совершено 27 боевых вылетов.

С 3 сентября приступили к боевым вылетам самолеты из состава 37Ku.FI.Gr.406 и 37Ku.FI.Gr.706. В этот день восемь Не-59В-2 из состава 37Ku.FI.Gr.706 атаковали польскую военно-морскую базу в Хеле и повредили патрульное судно "Гриф". В ночь с 3 на 4 сентября Не-59В из 37Ku.FI.Gr.406 и 37Ku.FI.Gr.506 нанесли бомбовый удар по оборонительным сооружениям поляков в окрестностях Хеле. При налете немцы воспользовались отработанной в Испании тактикой. Экипажи подошли к береговой черте на высоте 2000 метров, после чего выключили двигатели и, набрав на снижении скорость, вышли в район цели. Польские средства ПВО открыли огонь с опозданием, когда бомбы уже рвались в порту. На следующий день три Не-59В из состава 3./Ku.FI.Gr.406 корректировали огонь крейсера "Шлезвиг-Гольштейн".

После объявления 4 сентября Францией и Англией войны Германии 3./Ku.FI.Gr.406 и 3./Ku.FI.Gr.706 перебазировались на запад. В ходе Польской кампании немцы потеряли три Не-59В. 13 сентября 1939 года на базы Северного моря перелетели гидросамолеты из 3./Ku.FI.Gr.506, которые с 16 сентября приступили к патрулированию Балтийского и Северного морей, осуществляя поиск судов и подводных лодок противника. Как правило, на патрулирование вылетала пара Не-59В. При обнаружении судна один из самолетов совершал посадку вблизи корабля и высаживал осмотровую группу, которая определяла принадлежность судна. В это время второй самолет продолжал находиться в воздухе и контролировал процесс высадки патрульной группы.

26 сентября 1939 года четыре гидросамолета из состава 3./Ku.FI.Gr.106 осуществляли разведку норвежского побережья в интересах немецких крейсеров "Гнейзенау" и "Кельн". Несколькими днями позже вооруженные торпедами Не-59В из 3./Ku.Fl.Gr.106 пытались атаковать британские корабли. При этом два гидросамолета из-за нехватки топлива вынуждены были совершить посадку в открытом море. На свою базу экипажи и самолеты доставили военные корабли.

В ноябре и декабре 1939 года немецкие гидросамолеты Не-59 совместно с Не-115 выставляли магнитные мины у восточного побережья Англии и в устье Темзы. При этом Не-59В брали на борт две авиационные 500-кг мины типа LMA или одну 1000-кг LMB. Усилия немцев принесли результат. На выставленных минах подорвалось польское судно "Пилсудский", повреждения получил новейший английский крейсер "Белфаст" и затонуло еще несколько вспомогательных судов. Одна из сброшенных немцами магнитных мин упала на болотистый берег Темзы. Англичанам удалось ее обезвредить и изучить, что впоследствии помогло им бороться с этим оружием.

28 ноября 1939 года англичане предприняли налет на немецкую базу морской гидроавиации в Borkume. В атаке приняли участие самолеты Bristol Blenheim Mk.lF из состава 25-й и 601-й эскадрилий Королевского воздушного флота (RAF). Англичанам удалось уничтожить только один гидросамолет Ju W34/See и повредить Не-59В из состава 3./Ku.FI.Gr.106.

В ночь с 6 на 7 декабря 1939 года Не-59В опять приняли участие в минировании английского побережья. В ходе операции немцы потеряли два гидросамолета. При взлете потерпел катастрофу Не-59В из состава 37Ku.FI.Gr.106 (бортовой номер M2+VL, серийный WNr 1986, командир экипажа старший лейтенант Бернхард Бок). Спастись удалось только штурману самолета. По возвращении при выполнении посадки разбился другой Не-59В из этой же эскадрильи (бортовой номер M2+OL, серийный номер WNr 1974). Все члены экипажа погибли.


Зимой 1939/40 года гидросамолеты Не-59В активного участия в боях не принимали. Единичные боевые вылеты эти устаревшие машины выполняли в основном для контроля за судами нейтральных стран на Балтике и на Северном море.

В апреле 1940 года Не-59 были включены в состав новой транспортной эскадрильи KG.z.b.V.108, срочно сформированной для проведения операции Weserubung по вторжению в Норвегию и Данию. 10 апреля 1940 года 18 Не-59В из состава KG.z.b.V.108 совершили перелет до Ставангера, доставив туда несколько батальонов солдат пехотных и артиллерийских частей Вермахта. В полдень этого дня немцы потеряли один He-59D. 17 апреля 1940 года во время обстрела британским крейсером "Саффолк" порта Ставангер KG.z.b.V.108 понесла очередные потери - на дно были отправлены четыре Не-59.

20 апреля 1940 года 78 самолетов Ju-52/3т и 4 гидросамолета He-59D доставили в Тронхейм личный состав I батальона 388 пехотного полка и 4 батареи 112 горного артиллерийского полка.

По состоянию на 10 мая 1940 года в составе KG.z.b.V.108 насчитывалось 13 гидросамолетов He-59C/D, из них в летном состоянии находилось только 8 машин. Ранним утром 6 мая Не-59В (бортовой номер 6I+HL), из состава 37Ku.FI.Gr.706, ошибочно залетел в воздушное пространство нейтральной Швеции в районе Куллен - Хоганас и был обстрелян батареями ПВО. В результате прямых попаданий на самолете оказались поврежденными правый двигатель и топливные баки, что заставило летчика совершить вынужденную посадку юго-западнее Куплена. Экипаж пересел на спасательную лодку и отплыл в сторону побережья Дании, где его вскоре подобрали рыбаки. Брошенный самолет шведы отбуксировали в порт Хелсинборг и 4 ноября 1940 года вернули немцам.

15 мая 1940 года немцы нанесли удар по британским кораблям в районе Нарвика. При этом Не-111 (III7KG26) получил боевые повреждения и совершил вынужденную посадку. На спасение экипажа вылетел Не-59С-1 D-AKUK из 2. Seenotstaffel, однако гидросамолет не долетел до места назначения - из-за отказа двигателя ему пришлось совершить вынужденную посадку вблизи Санднесона. При этом гидросамолет получил повреждения, а экипаж попал в плен.

Бипланы Не-59В использовались и при оккупации Голландии. Для немцев было жизненно необходимым быстро захватить мосты через Маас до того, как их разрушат голландцы. Ранним утром 10 мая с озера Звишенахн под Ольден-бургом в воздух поднялись 12 Не-59. На борту самолетов находились солдаты 16 пехотного полка и 22 саперного батальона. В 7.00 гидросамолеты высадили десант по обе стороны моста Вильяме Бридге. Десантники быстро захватили этот мост, а вслед за ним и мосты Леу-вени и Ян Куитен. Все попытки голландской пехоты отбить мосты завершились неудачей. При этом канонерская лодка голландцев артиллерийским огнем уничтожила четыре Не-59, пришвартованные у берега реки.

Впоследствии Не-59 стали известны и в деятельности другого рода. Белые с большими красными крестами Не-59С-2 и D-1 из спасательных эскадрилий действовали во время Битвы за Англию над Ла-Маншем, Бискайским заливом и Северным морем. Англичане считали, что гидросамолеты занимались доставкой агентов и минированием устья Темзы. Вслед за протестом британского правительства несколько таких самолетов сбили английские истребители. Подозрения британцев подтвердились 1 июля 1940 года, года английский истребитель Spitfire Mk.1A из 72 эскадрильи повредил в районе Сандерленда один Не-59С-1 (D-ASAM) из состава 3. Seenotstaffel. Экипаж поврежденного гидросамолета совершил вынужденную посадку в 8 милях восточнее Сандерленда и попал в плен. На допросе пленные летчики рассказали, что основными задачами спасательных самолетов Не-59С-1 являются заброска на территорию Великобритании немецких агентов и разведка погоды.

9 июля 1940 года лейтенант Аллен из 54-й истребительной эскадрильи RAF в районе Гудвин Сандс принудил к посадке гидросамолет Не-59В-2 (D-ASUO) все той же 3. Seenotstaffel. Экипаж был взят в плен, а самолет отбуксирован в порт Рамсгат.

14 июля 1940 года Истребительное Авиационное Командование Великобритании (Fighter Command) выпустило инструкцию, в которой предписывалось атаковать любой спасательный самолет немцев. Через шесть дней истребители RAF сбили два, а в августе - семь спасательных Не-59.

В сентябре немецкие потери составили пять машин. По немецким данным, экипажам гидросамолетов в августе и сентябре удалось спасти 73 летчика. Нехватка спасательных Не-59 заставила немцев использовать для этих целей самолеты Do-18, а потом и Do-24. Оставшиеся Не-59 продолжали использовать в спасательных подразделениях на Средиземном и Черном морях. На Черном море три Не-59 базировались в районе Констанци. В 1943 году гидросамолеты Не-59 сняли с вооружения.

Подробно

Источники

  • Авиация Люфтваффе/В.Н. Шунков/
  • Боевые самолеты Люфтваффе /Под ред. Дэвида Дональда/