Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Ju 88 Mistel. Боевое применение.

Ju 88 Mistel

17 июня 1942 г. в техническом управлении германского министерства авиации обсуждалась возможность создания комплексной ударной системы в составе беспилотного Ju 88, начиненного взрывчаткой, и одномоторного истребителя, пилот которого должен был управлять всей системой от момента взлета до обнаружения цели и перевода ее в пикирование на цель. Далее истребитель должен был отделиться от Ju 88 и возвратиться на свой аэродром, а бомбардировщик, удерживаемый автопилотом на курсе и глиссаде, - взорваться при соударении с земной поверхностью. Однако до воплощения этой системы в металл требовалось время. Только в феврале 1944 г. был окончательно утвержден технический облик системы.

В конце 1943 г. фирма "Юнкерc" получила указание о переоборудовании 15 Ju 88А в вариант "мистель", а вся система получила кодовое обозначение "Бетховен".

В июне 1944 г. спецотряд KG 101 под командованием обер-лейтенанта Хорста Рудата прибыл в Дезиер, где продолжил боевую подготовку. На этом этапе отряд располагал пятеркой "Мистелей" 1. Такая система состояла из самолета Ju 88А-4 или Ju 88С-6 (нижний элемент) и истребителя Bf 109F-4 (верхний элемент). Учебная версия имела обозначение "Мистель" S1. В ходе первого боевого вылета 24 июня 1944 г. в воздух были подняты две системы. В эту ночь все пошло не по плану: из-за появления ночного истребителя "Москито" пилот одной из составных систем предпочел выполнить расцепку, после чего неуправляемый "юнкерс" рухнул на землю. Вторая "Мистель" 1 продолжала полет, но в условиях сплошной облачности летчик потерял ориентировку и цель отыскать не смог. Вскоре после этого в ночную атаку против кораблей союзников в устье Сены были брошены все три оставшиеся "Мистели" под прикрытием истребителей Bf 109G. Атака производилась при свете осветительных ракет, ее результаты не удалось пронаблюдать, как доложили экипажи, "из-за дыма горящих кораблей". Однако впоследствии союзники не признали гибели ни одного судна от ударов "Мистелей".

10 октября 1944 г. на базе спецотряда KG 101 была образована группа III/KG 66, предназначенная исключительно для применения "Мистелей". К этому времени было решено применить все имевшиеся "Мистели" против британского флота в бухте Скапа-Флоу. Операцию наметили на декабрь 1944 г. На аэродромах в Дании собрали 60 "Мистелей", однако установившаяся плохая погода задерживала начало операции, а когда она улучшилась - наступило полнолуние. В этих условиях использовать "Мистели", способные лететь со скоростью всего лишь 375 км/ч и не имеющие возможности осуществления оборонительного маневра, было неразумно.

В ноябре 1944 г. группа III/KG66 была переформирована в II/KG200. Отряд осветителей 5/KG200 имел на вооружении бомбардировщики Ju 88S, боевой отряд 6/KG200 - системы "Мистель" 1, а учебный отряд 7/KG200 - системы "Мистель" S1. Командование группой II/KG200 было возложено на капитана X. Рудата. В январе 1945 г. на базе 7/KG200 сформировали второй учебный отряд 8/KG200. Группа входила в состав воздушного флота "Рейх" и базировалась на аэродромах Бург и Кольберг.

По состоянию на 10 января 1945 г. в отряде 6/KG200 имелось 19 "Мистелей" 1 с фугасными боевыми частями, а в 7/KG200 - 17 учебных "Мистелей" S1. "Мистели" 2 стали поступать на вооружение отрядов только в марте 1945 г., а "Мистели" 3 и их учебные варианты - в апреле того же года. При этом в феврале 1945 г. были заказаны боевые части SHL 3500D, а в конце этого месяца 60 таких кумулятивных устройств были доставлены на аэродром Кольберг.

В январе 1945 г. все аэродромы в Западной Европе, откуда можно было бы стартовать для нанесения удара по английскому флоту в Скапа-Флоу, были утрачены. Тогда были высказаны еще несколько предложений по использованию "Мистелей", например, против наиболее важных предприятий в глубине СССР. Операцию планировали провести не ранее марта 1945 г, что диктовалось нехваткой "Мистелей" и подготовленных пилотов. Всего в операции "Железный молот" планировали применить не менее 100 "Мистелей". Однако к началу марту Красная Армия продвинулась на запад так далеко, что у немцев не осталось аэродромов, с которых можно было бы "достать" уральский промышленный район.

Взоры сторонников применения "Мистелей" снова обратились на ближние цели. 8 марта 1945 г. четверка "Мистелей" в сопровождении пяти самолетов-осветителей Ju 88S и двух доразведчиков Ju 188 атаковала переправы в районе города Геритц. Снова выявилась невысокая надежность составных самолетов: первая "Мистель" была потеряна через 30 минут после взлета из-за отказа в системе управления нижним элементом. Вторая "Мистель" была повреждена зенитным снарядом, который вывел из строя автопилот. Две оставшиеся системы, по докладам экипажей, удачно атаковали "северный мост у Геритц, добившись двух попаданий", но советский информационный бюллетень ВВС от апреля 1945 г. ставит все на свои места: ближайший разрыв пришелся в 50 м от наплавной переправы; поднятой волной она была разорвана, но через полчаса восстановлена. Вторая "Мистель" взорвалась на берегу в 100 м от переправы и не нанесла ей никаких повреждений. Огнем зенитной артиллерии был сбит один Ju 188, а его экипаж взят в плен.

Ровно через месяц пять "Мистелей" 3 были использованы для нанесения удара по мостам через Вислу в районе Варшавы. Из-за сильного противодействия зенитной артиллерии разделение элементов было произведено на максимальной дальности, поэтому ни один из "юнкерсов" в цель не попал, зато все пять FW 190А-8 вернулись на свой аэродром Последняя попытка применения "Мистелей" датируется 30 апреля 1945 г. В этот день объектами атаки для четырех составных самолетов стали мосты через Одер в районе Пренцлау. И вновь одна машина была потеряна в результате аварии, а три остальные промахнулись мимо цели.

После капитуляции Германии в руки союзников попали сотни Ju 88 различных модификаций и десятки "Мистелей". Однако, в отличие от немецких реактивных истребителей и бомбардировщиков, они не вызвали большого интереса у победителей и вскоре пошли на слом.


Характеристики Ju 88a-4
Размеры
Размах крыла, м 20,00
Длина самолета, м 14,40
Высота самолета, м 4,85
Силовая установка
2×ПД Junkers Jumo-211J-2 2×1340 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 9870
Нормальная взлетная 12115
Максимальная взлетная 14000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 467
Крейсерская скорость, км/ч 400
Практический потолок, м 8200
Практическая полета, км 2710

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Война в воздухе № 2 Junkers 88
  • "Бомбардировшик Junkers Ju 88" /Д.А. Тарас/