Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

P-1101

Экспериментальный реактивный истребитель

Messerschmitt

Messerschmitt P-1101

Незадолго до окончания войны фирма "Мессершмитт" разработала весьма интересный однодвигательный реактивный истребитель. Проект Р-1101 имел классическую компоновку с двигателем в хвостовой части фюзеляжа.

Крыло имело стреловидность по передней кромке 45°, было снабжено предкрылками и посадочными щитками. В дальнейшем для серийной машины предполагалось разработать новое крыло, оптимизированное для данного самолета. Оно должно было иметь меньшее сужение, чуть большую площадь и меньший вес.

Оперение состояло из стреловидных киля и стабилизатора.

Этот чисто опытный самолет был построен для определения оптимального угла стреловидности крыла. На Р-1101 V1 предусмотрели специальные узлы крепления консолей крыла, позволявшие на земле устанавливать их в трех фиксированных положениях - с углом стреловидности 35°, 45° или 49°. Причем с ростом стреловидности, корень крыла перемещался вперед, для сохранения неизменного положения аэродинамического фокуса.


Характеристики
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 8,2
Площадь крыла, м² 15,9
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 2,80
Двигатель
1 ТРД Heinkel HeS 011A, тягой, кг 1300
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 2594
Максимальная взлетная 4500
Ёмкость топливных баков, л 1430
Нагрузка на крыло кг/м² 236
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 905
Скороподъемность, м/сек 22,2
Практический потолок, м 12000
Дальность полета, км 1500
Вооружение
2 x 30-мм пушки МК-108, 4 x УР X-4
Фото Описание

Схема Messersсhmitt P-1101

Messersсhmitt P-1101

Прототип Р-1101 V1 строился на небольшом секретном заводе в городке Обераммергау, на юге Германии. К моменту его захвата союзниками прототип Р-1101 V1 был готов примерно на 80% и спрятан от американцев в ангаре в горах. Обнаруженная машина сильно заинтересовала инженера Роберта Вудса из фирмы "Белл" возможностью изменения стреловидности крыла. Очевидно, что изменение стреловидности крыла можно было производить только на земле.

Недостроенную машину решили перевезти в США, однако при выгрузке самолет сильно повредили, что затормозило дальнейшие работы. О немецком самолете вспомнили только в 1948 году, решив все же восстановить и испытать уникальную машину.

Из-за отсутствия двигателя на Р-1101 установили американский турбореактивный двигатель "Эллисон" J-35, который имел больший вес и габариты, чем HeS 011, но зато обладал значительно более высокой тягой.

На базе Р-1101 американской фирмой "Bell" был построен Bell X-5 и 20 июня 1951 года опробован в воздухе. Для самолета был разработан механизм изменения стреловидности крыла в полете в диапазоне 20-60°.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Фото Описание

Схема Bell X-5

Bell X-5, нос, сопряжение консоли крыла

Всего фирмой Bell было изготовлено два самолета Bell X-5. Один из них разбился 13 октября 1953 г. (сорвался в штопор при изменении стреловидности крыла), а второй, после завершения цикла испытаний, в марте 1958 года был передан Музею ВВС США.

Конструктивно Bell X-5 практически полностью повторял свой немецкий прототип. Однако, имелись и различия. У P-1101 отъёмные консоли крыла, заимствованные у Me 262, имели по два металлических лонжерона и по 15 деревянных нервюр. Обшивка выполнялась из бакелитовой авиационной фанеры. Дюралевые предкрылки, закрылки и элероны также перешли от Me 262, хотя их частично доработали, применительно к измененной стреловидности крыла.
Для Bell X-5 разработали новое крыло с большей площадью (18,60 м²), оптимизированное для данного самолета, что предполагалось сделать ещё немцами для своего серийного P-1101.