Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Авиационное вооружение СССР

Проводя простое сравнение вооружения и боекомплекта советских истребителей: МиГ-3, Ла-5ФН Як-9У-(улучшенного с более мощным двигателем ВК-107А) и FW-190A-8, делаешь для себя неожиданные выводы. Боекомплект советских истребителей был в разы меньше немецкого. Судите сами:

Вооружение МиГ-3

Вооружение МиГ-3 Основной вариант - пулемет УБС калибра 12,7-мм (300 патронов) и два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм (по 375 патронов). вооружение было явно недостаточным. На нескольких машинах с АМ-38 устанавливались две синхронные 20-мм пушки ШВАК (по 100 снарядов). Была выпущена небольшая серия.

Вооружение Як-9У Основной вариант - пушка ШВАК (120 снарядов) и два синхронных пулемета УБС (по 120 патронов). В зависимости от боевой задачи в полевых мастерских пушку ШВАК можно было заменить на ВЯ-23 или даже НС-37, при этом правый пулемет снимался.

Вооружение Ла-5ФН. Две синхронные 20-мм пушки ШВАК (боезапасом 2X170 снарядов).

Вооружение Ла-7. Три синхронные 20-мм пушки Б-20 (боезапасом 3 X 130 снарядов).

Вооружение FW-190A/8 Вверху носовой части фюзеляжа устанавливалась пара пулеметов MG 17 калибра 7,9 мм и боезапасом по 1000 патронов на ствол. Две пушки MG 151 калибра 20 мм устанавливались в корнях крыла, а еще одна пара монтировалась в консолях крыла, боезапас каждой пушки составлял 200 патронов.

Нетрудно посчитать, что суммарный боекомплект FW-190 A-8 (у немцев патроны 20-мм мы называем патронами, а наши 20-мм уже уважительно снарядами) составлял 800 патронов калибра 20-мм и 2000 патронов 7,9-мм в пулемете.

Суммарный боекомплект для советского Як-9 составлял 240 патронов калибра 12,7-мм в пулеметах и 240 снарядов калибра 20-мм. Для Ла-5 общий боекомплект 170 снарядов X две пушки ШВАК. При темпе стрельбы для пушки ШВАК 800 выстр/мин после несложных расчетов получаем время очереди при одновременном залпе из двух пушек для самолета Ла-5 - 12,8 секунд. Достаточно ли это для скоротечного воздушного боя? Для советского аса да. Тем более, что и этот боезапас полностью не использовался и зачастую его уменьшали. Ни запас топлива (запас топлива самолета Ла-5ФН составлял 40 мин, на форсаже и того меньше), ни энерговооруженность самолета не позволяли его увеличивать. Хороший самолет - это оптимальное сочетание его характеристик для выполнение определенных целей. Люфтваффе столкнулись в конце войны с необходимостью борьбы с американскими суперкрепостями. Выполнение этой задачи требовало увеличение боекомплекта немецких истребителей.

Сообщения немецких командиров, касающиеся вооружения советских истребителей (Вальтер Швабедиссен "Сталинские соколы"), примерно одинаковы. В 1941 г. истребители были вооружены несколькими пулеметами, на некоторых находились и пушки в крыльях. Хотя огневая мощь была недостаточной, само вооружение оценивается как хорошее. Отмечается, что его боевые характеристики снижались манерой советских пилотов распылять огонь и открывать его со слишком большой дистанции, а также нежеланием русских летчиков приближаться к немецким самолетам. Иногда советские истребители оснащались ракетами, с помощью которых пытались отбиваться от немецких истребителей, атакующих сзади.

Основные харатеристики пулеметов на истребителях СССР и Германии
СССРГермания
ШКАСУБСMG 17MG 131MG-151/15
Калибр, мм 7,62 12,7 7,92 13,2 15
Масса, кг 10,5 21,45 10,2 16,6 38,1
Длина, мм пулемета - 1350 1175 1170 1916
ствола 1140 1524
Скорострельность выстр/мин 1800 700-800 1200 900 740
Начальная скорость
пули, м/с
обычной 825 850 855 750 960
бронебойной - - 905 710 850
подкалиберной - - - - 1030
Размер патрона, мм 7,62х54 12,7х108 8х57 13х64 15х96
Масса пули, г обычной 9,6 - 11,5 34 57
бронебойной - - - 38,5 72
подкалиберной - - - - 52

Для сравнения ниже приведены данные по боекомплекту для Ме-109, воевавших на советско-германском фронте (к началу Великой Отечественной войны "Эмили" уже считались устаревшими и в воздушной войне практически не участвовали):

Ме 109F3 - одна 15-мм мотор пушка MG-151/15 с боекомплектом 200 патронов и два 13-мм синхронных пулемета MG-17 с боекомплектом 500 патронов на пулемет.

Ме 109G6 - один 15-мм мотор пулемет MG-151/15 с боекомплектом 150 патронов и два 13-мм синхронных пулемета MG-131 с боекомплектом по 150 патронов на пулемет и две 20-мм пушки MG-151/20 в гондолах под крылом с боекомплектом по 120 патронов на пушку.

Примечание. Данные по вооружению FW-190 приведены для A-8/R2. (Дополнительно одна бомба калибра 500 кг и две бомбы по 250кг или сбрасываемый топливный бак 300 л). Такой вариант вооружения был установлен на FW 190 A-8 "Панцербок", пилотировал унтеро-фицер Эрнст Шродер в октябре-ноябре 1944 года при защите рейха. В октябре 1944г. из FW 190A-8 была сформирована II штурмовая группа 300-й истребительной эскадры под командованием майора Курда Петерса, награжденного рыцарским крестом, она стала одной из истребительных авиачастей, противостоящих высадке десанта в Европе. (источник - "Боевые самолеты Люфтваффе"-под ред Дэвида Дональда). Именно такой вариант был взят мною для сравнения.

В стандартном варианте вооружение FW-190 состояло из двух синхронизированных 13-мм пулемета Рейнметалл MG 131, установленных в передней части фюзеляжа, с боезапасом по 400 выстрелов на ствол; двух синхронизированных пушек Маузер MG 151/20E в корневых частях крыльев (боезапас 250 снарядов на ствол); двух несинхронизированных пушек Маузер MG 151/20E в консолях крыла (боезапас 125 патронов на ствол).

Что касаемо вариантов вооружения и боекомплекта, мною были приведены отрывочные данные по вооружению не с целью дать полный анализ немецкого вооружения, а только показать превышение боекомплекта немецких самолетов над советскими. Для "Фоккеров", принимавших широкое участие в ВОВ оно было впечатляющим. Если быть точным, а именно точным и следует быть, то следует иметь в виду следущее.

Решающее значение для поражения противника имеет мощность секундного залпа или дульная мощность. Дульная мощность пропорциональна квадрату начальной скорости снаряда, массе выпущенных снарядов за секунду, которая очевидно зависит от калибра снаряда, количества стволов и от скорострельности пушки. Здесь превосходство вооружения FW-190 очевидно. (20-мм пушка Маузер интересна еще и тем, что стреляла патронами с электровоспламенением. Это позволяло значительно снизить время синхронизации, и скорострельность синхронизированного варианта снижалась не так значительно, как при механическом (капсюльном) воспламенении).

В Люфтваффе приспосабливание самолетов к различным нуждам осуществлялось при помощи специальных наборов дополнительного оборудования. Существовало два типа таких наборов. Заводские — Umrust-Bausatze — могли устанавливаться только в заводских условиях, а полевые — Rustsatz — использовались для переоборудования самолетов в ремонтных частях на фронте. Для идентификации переоборудованных самолетов использовались буквы U и R и номер типа набора. По варианту букв и цифр после типа самолета и можно судить о варианте вооружения и соответственно боекомплекте.

Одной из особенностей американских истребителей было наличие на нем мощного вооружения, состоявшего из восьми крупнокалиберных пулеметов, установленных в консолях крыла. Такая схема размещения пулеметов была стандартной почти для всех американских одномоторных истребителей, что обусловливалось отсутствием в США эффективных авиационных пушек. Американские пулеметы Кольт-Браунинг калибра 12,7 мм считались одними из лучших в мире; по такой характеристике, как дульная мощность, эти пулеметы даже превосходили немецкие пушки МG-FF калибра 20 мм и МК-101 калибра 30 мм. Для поражения вражеских перехватчиков, не имевших хорошего бронирования и не обладавших такой боевой живучестью, как самолеты-бомбардировщики и штурмовики, вполне хватало огня крупнокалиберных пулеметов. Кроме того, при ведении воздушного боя между истребителями время нахождения цели в перекрестии прицела порой составляло доли секунды. И если пулемет Кольт-Браунинг успевал за это время сделать несколько выстрелов, то американская авиационная пушка AA в лучшем случае - один, а чаще ни одного. Наличие же на истребителе Р-47 восьми крупнокалиберных пулеметов с боезапасом 1800 патронов привело к тому, что он стал самым мощным по вооружению одномоторным истребителем мира. Причем по такой величине, как суммарная дульная мощность и общая масса минутного залпа восьми пулеметов, он существенно превосходил не только одномоторные, но и многие тяжелые двухмоторные пушечные истребители, за исключением некоторых сверхтяжелых истребителей-перехватчиков, переделанных из бомбардировщиков.

В технической литературе оценка качества оружия производится такими показателями, как качество оружия, которое вычисляется делением мощности секундного залпа (дульной мощности) на массу оружия в кг:

n=(мощность секундного залпа)/М

мощность секундного залпа (дульная мощность) = (mV2/2g)(N/60)

где N - темп стрельбы в выстрелах в мин

V- начальная скорость в м/сек

m- масса снаряда в г

g- ускорение свободного падения

Для советского авиационного вооружение показатели качества были следующими:

ШКАС-1000, УБ-1400, ШВАК-990, ВЯ -1250, НС-37 - 840, НС-45-1090

Основные харатеристики пушек на истребителях СССР и Германии
СССРГермания
ШВАКНС-37НС-45MG 151/20MK-103MK-108
Калибр, мм 20 37 45 20 30 30
Масса, кг 40 140 152 42,7 145 58
Длина, мм пушки 1679 3410 2520 1766 2335 1057
ствола - 2300 1104 1200 580
Скорострельность выстр/мин 700 160 - 750 380 650
Начальная скорость
снаряда, м/с
осколочного 815 900 850 805 860 540
бронебойного 815 880 - 705 960 -
Размер патрона, мм 20х99 37х198 45х186 20х82 30х184 30х90
Масса снаряда, г осколочного 96 735 1065 183 530 330
бронебойного 96,6 760 - 205 440 -