Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

И-16 тип 5

Истребитель

ОКБ Поликарпова

истребитель И-16 тип 5 Поликарпова

Производство нового истребителя И-16 тип 5 развернулось в начале 1936 года на авиазаводах № 21 и 153. Самолеты И-16 тип 5 и Тип 6 строились до конца 1937 года, за этот период со сборочных линий сошло около 2200 этих машин.

Серийные И-16 тип 5 отличались от предсерийных костылем, которым было заменено хвостовое колесо. Огневая мощь была усилена - вместо двух стандартных пулеметов ПВ-1 устанавливались новые пулеметы ШКАС (калибра 7,62 мм). Новый пулемет имел скорострельность 1800 выстрелов в минуту, боезапас составлял 900 патронов на ствол. Два ШКАСа располагались в крыльях, вне площади ометаемой воздушным винтом, Имелась также возможность подвески бомбовой нагрузки - до 200 кг. Все И-16 тип 5 были оборудованы телескопическим прицелом ОП-1, который использовался ранее также и на истребителях-бипланах И-15 и И-152.

Кабина истребителя получилась довольно тесной, в ней комфортно себя чувствовали только пилоты небольшого роста. Сиденье пилота имело регулировку только по высоте, а набор оборудования был минимальным. Контрольно-измерительные приборы включали: высотомер, указатель вертикальной скорости, указатель крена и поворота и индикатор температуры масла. Эти приборы, изготавливались главным образом, по лицензии американской фирмы Pioneer-Bendix gauges.

И-16 тип 5 меньше подходил для ближнего, маневренного воздушного боя с высокими перегрузками, чем его ровесники бипланы, хотя и обладал преимуществом в скорости и скороподъемности. Управление элеронами было чрезвычайно легким, и это обеспечивало истребителю исключительную маневренность.

И-16 тип 5, однако, не был самолетом для новичков. Он был чрезмерно чувствителен к движениям органов управления, а его продольная устойчивость была низкой. Истребитель также имел тенденцию к потере скорости при скольжении. Неустойчивость при крене и повороте требовала очень высокого внимания со стороны пилота, к тому же жесткая установка двигателя приводила к раздражающему высокому уровню вибраций.

Когда выпускалось шасси, самолет немедленно становился вялым, возникал серьезный бафтинг и необходимо было поддерживать мощность мотора на высоком уровне. И-16 нужно было буквально прижимать к земле, на скорости около 150 км/час, при этом если касание колесами главных стоек (имеющих масляные амортизаторы) земли проходило резко, с ударом, то самолет имел тенденцию подпрыгивать, что часто заканчивалось опасным опусканием носа.

Из-за перечисленных проблем с управлением, освоение И-16 тип 5 было трудным и на начальных стадиях сопровождалось большим числом несчастных случаев, что естественно вызвало большое недовольство строевых летчиков.

Другим недостатком, по мнению большинства пилотов средней квалификации, была закрытая кабина. Перед принятием на вооружение И-16, все остальные советские истребители имели открытые кабины. Пилоты полагали, что сдвижной фонарь ограничивает их движения, и они будут не в состоянии поворачивать голову из стороны в сторону, чтобы проверять свой тыл. Большинство пилотов также опасались, что фонарь будет работать не эффективно, особенно в случае, когда нужно будет быстро покинуть самолет.

Чтобы развеять сомнения строевых пилотов группа летчиков-испытателей в составе П. Стефановского, С. Супруна, В. Евсеева, У. Премана и В. Рахова в ноябре 1937 года начала посещать строевые подразделения ВВС, чтобы продемонстрировать преимущества И-16. В ходе посещения строевых частей, летчики-испытатели на своих И-16 тип 5, выполнили не менее 3318 полетов с демонстрацией фигур высшего пилотажа. И вскоре сомнения и опасения строевых пилотов И-16 были развеяны.

В ходе эксплуатации щитки, прикрывающие колеса основных стоек шасси часто снимались (полевая модификация), так как они очень часто повреждались во время полетов с полевых аэродромов. Когда начали появляться фотопулеметы, их начали устанавливать и на И-16 тип 5 - в обтекателе на гаргроте фюзеляжа, позади кабины пилота.

Только некоторые И-16 тип 5 были модифицированы путем установки на них коротковолновой радиостанции РСИ-3 (РСИ - радиостанция для истребителей), их можно было отличить по маленькой мачте для антенны, смонтированной на верхней части вертикального оперения. РСИ-3 состояла из приемника и передатчика. Обычно, только командирский самолет в подразделении был оборудован и передатчиком, и приемником, тогда как остальные самолеты имели или только приемник или не имели радио вообще. Приемник и передатчик станции РСИ-3 питались от аккумулятора РУН-30. Радиостанция имела пять фиксированных частот, которые должны были установливаться на земле перед вылетом.

Некоторые И-16 тип 5 в качестве полевой модификации оснащались небольшими триммерами на элеронах. Такие триммеры на внутренней части элеронов стали стандартными на И-16 более поздних выпусков. К 22 июня 1941 года истребители И-16 тип 5 все еще находились на вооружении авиационных частей. Множество И-16 тип 5 было захвачено в первые недели войны, когда немцы заняли аэродромы в Белоруссии, Украине, Литве и Латвии. В Риге большое количество И-16 тип 5 стояло на аэродроме рядом с истребителями-бипланами Gloster Gladiator британской постройки, которые ранее состояли на вооружении латвийских ВВС.


Истребители И-16
тип 4 тип 5 тип 10 тип 17
Экипаж, чел. 1 1 1 1
Год выпуска 1935 1936 1938 1938
Геометрия
Размах крыла, м 9.000 9.000 9.004 9.004
Высота, м 3.250 3.250 3.250 3.250
Длина самолета, м 5.860 5.985 6.074 6.074
Площадь крыла, м²   14.54 14.54 14.54
Силовая установка
Мотор М-22 М-25А М-25 М-25В
Мощность л.с. 480 730 750 750
на высоте, м 0 2400 2900 2900
Массы, кг
Нагрузка на крыло, кг/м² 93.1 103,5 118 124
Полетный вес, кг 1354 1508 1716 1810
Вес пустого, кг - 1118 1327 1425
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 362 390 398 385
на высоте 346 445 448 425
м 3000 2700 3160 2700
Время набора H 3000м, мин 4.4 4.0/3400 3.4 4.36
Время набора H 5000м, мин 9.9 7.7/5400 6.9 8.9
Время виража, сек 12-14 14-15 16-18 17-18
Практический потолок, м 7440 9100 8470 8240
Дальность полета, км 680 540 525 417
Вооружение
Число пулеметов ШКАС 2 2 4 2
Число пушек ШВАК - - - 2
Фото Описание

Схема И-16 тип 5

Система Звено СПБ, лето 1938 г

Этот И-16 тип 5 (тактический номер «9» желтый) с установленной радиостанцией РСИ-3.

И-16 тип 5 в Испании

Командующим советской авиационной группой в Испании был Яков Смушкевич, его псевдоним - «Генерал Дуглас». В сентябре 1939 года после возвращения из Испании, учитывая накопленный им боевой опыт, Смушкевич был назначен командующим Советскими военно-воздушными силами. После неудачной Зимней войны против Финляндии, он был смещен с этого поста и впоследствии, в октябре 1941 года, расстрелян.

К концу октября 1936 года, в порт Картахена (Cartagena) прибыла первая партия истребителей И-16 тип 5 (31 штука). Скоростной истребитель получил у республиканцев прозвище «Моска» (Mosca - муха). Из этих истребителей было сформировано две эскадрильи Fuerza Aereas Republicanas (FARE - республиканские ВВС): 1 a Escuadrilla Moscas (1-я эскадрилья Моска), которая базировалась Алкала Хенарес (Alcala Henares) и 2а Escuadrilla Moscas (2-я эскадрилья Моска) базировавшаяся в Кампосото (Camposoto).

В своем первом боевом вылете в Испании, состоявшемся 15 ноября 1936 года, истребители И-16 тип 5 из la Escuadrilla Moscas встретились с тремя итальянскими истребителями Fiat CR.32s, но их бой закончился без потерь с обеих сторон. На следующий день истребители из la Escuadrilla Moscas сбили два Fiat CR.32. В этот период на всех И-16 летали советские пилоты. 17 ноября, И-16 из 2а Escuadrilla Moscas был сбит, когда его пилот допустил фатальную ошибку в ходе ближнего боя с высокоманевренным Fiat CR.32.

Пилоты «Моска» быстро выработали наилучшую тактику боя с Fiat CR.32. Она состояла в атаке с пикирования, при использовании облачности в качестве маскировки. После единственной атаки с обстрелом противника, они опять набирали высоту, используя для этого скорость, набранную при пикировании.

В декабре 1936 года, первый И-16 тип 5 (тактический номер «9» черный), был захвачен националистами. Этот истребитель был перекрашен, получил опознавательные знаки националистов и код «1W-1», и позже изучался группой испытателей в Куатро Виентос (Cuatro Vientos). Для испытательных полетов стандартная трубка Пито самолета была заменена коленчатой.

Националисты прозвали И-16 «Рата» (Rata - крыса) или Boeing, так как его путали с американским истребителем Р-26А. В этот период в Западной Европе и Америке вообще полагали, что И-16 был построен согласно спецификациям компании Boeing. Но фактически, И-16 были самолетами следующего поколения по сравнению с Boeing P-26A.

В декабре 1936 года, в Испанию были доставлены следующие тридцать одна штука И-16 тип 5. Эти самолеты, использовались для формирования За Escuadrilla Moscas, базировавшейся в Альбасете (Albacete). 3-я эскадрилья была введена в строй в феврале 1937 года. В общей сложности Советский Союз поставил в Испанию шестьдесят два истребителя И-16 тип 5. К началу 1937 года, по крайней мере, четыре «Моска» были потеряны в бою, и только двадцать четыре считались боего-товыми, остальные находились на различных стадиях сборки.

Первые не русские пилоты начали появляться в 1-й и 3-й эскадрильях «Моска» в мае 1937 года. Это были такие опытные летчики-истребители как испанцы Мануел Агуирр (Manuel Aguirre) и Эдуардо Клаудин (Eduardo Claudin), и американцы Франк Тинкер (Frank Tinker) и Альберт Баумлер (Albert Baumler). В середине мая 3-ю эскадрилью «Моска», перебазировали в Северный сектор, при этом ее самолеты совершили перелет из Альжете (Algete) под Мадридом в Бильбао (Bilbao). Из вылетевших двенадцати самолетов, только семь сумели выполнить перелет протяженностью почти 300 км, а пять были вынуждены возвратиться назад.

К концу июня, в строю находилось всего около пятидесяти И-16. По крайней мере, тринадцать И-16 тип 5 были потеряны в боях или авариях. В ходе сражения за Брюнет (Brunete) (6-28 июля 1937 года) И-16 впервые столкнулись с новыми немецкими истребителями Messers-chmitt Bf 109.

И-16 тип 5 помог республиканцам добиться превосходства в воздухе, по крайней мере, в районе Мадрида. С ноября 1936 года, до лета 1937 года И-16 был самым лучшим истребителем, воевавшим в Испании. Это вынудило руководство Третьего Рейха послать в Испанию Messerschmitt Bf 109, чтобы компенсировать воздушное превосходство «Моска».

Когда в Испанию прибыло достаточное количество более совершенных И-16 тип 6 и И-16 тип 10, большинство сохранившихся И-16 тип 5, были переданы в учебное подразделение - «Школа скоростных истребителей» в Эль-Кармоли (El-Carmoli) под Картахеной (Cartagena).

И-16 тип 5 в Китае

7 июля 1937 года, без объявления войны, японцы вторглись в Китай. В тот период китайские ВВС представляли собой пеструю смесь различных самолетов иностранной постройки и полностью зависели от импортных поставок из отдаленных стран.

21 августа 1937 года, был подписан пакт о ненападении между Советским Союзом, и Китайским центральным правительством, в соответствии с одним из секретных протоколов которого, Советский Союз обязался оказать Китаю военную помощь. Акцент был сделан на перевооружение китайских военно-воздушных сил, которые были фактически уже уничтожены японцами.

8 1937 году, первые И-16 тип 5 прибыли в Китай, а первым китайским подразделением, получившим эти самолеты, стала 4-я истребительная группа. Ранее ее пилоты летали на американских истребителях-бипланах Curtiss Hawk II, поставленных в Китай в марте 1936 года.

Когда 21 ноября 1937 года шесть истребителей И-16 тип 5 во главе с полковником Као, из 4-й истребительной группы, только что прибыли из Анканга (Ankang) и дозаправлялись на аэродроме Чучиако (Chouchiakou) в Хонане (Нопап), десять японских бомбардировщиков Mitsubishi G3M2 нанесли удар по аэродрому. Полковник Као был убит, а его истребитель оказался среди самолетов, уничтоженных на земле в результате бомбежки. Одиннадцать японских бомбардировщиков атаковали этот же аэродром и на следующий день, но на сей раз три, И-16 тип 5 патрулировали воздушное пространство, и один из Mitsu6nchi G3M2 был сбит.

Двадцать три И-16 тип 5 под командованием капитана Г.М. Прокофьева базировались на аэродроме в Нанкине (Nanking).

22 ноября 1937 года, советские летчики-истребители одержали первую победу. Шесть японских истребителей Туре 96 вступили в бой с шестью И-16 тип 5, в результате один Туре 96 вылетевший из Муйазаки (Miyazaki) был сбит. 24 ноября 1937 года японская авиация совершила налет на Нанкин (Nanking), в нем участвовало девять истребителей Mitsubishi Type 96, шесть пикирующих бомбардировщиков Aichi Type 96 и два бомбардировщика Mitsubishi G3M2, согласно японским источникам, три из шести перехвативших их китайских истребителей И-16 тип 5 было сбито.

Поскольку японские силы продвигались к столице Китая, то в декабре 1937 года Нанкин (Nanking) стал ареной упорных воздушных боев. Так 2 декабря 1937 года город атаковало восемь самолетов Yokosuka B4Y1 в сопровождении шести истребителей Mitsubishi Type 96, из 13-й авиагруппы, которые были перехвачены И-16. Пилоты японских истребителей доложили, что они сбили множество И-16 без потерь со своей стороны.

Источники

  • Истребитель И-16. /Михаил Маслов/
  • Война в воздухе. /№ 137 /