Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

И-21

Истребитель

М.М. Пашинин

Истребитель Пашинина И-21 на нивелировке

М.М. Пашинин впервые предложил для истребителя крыло с симметричным безмоментным профилем NАСА-0012-0009 (на концах). Применение такого крыла позволяло развивать в пикировании скорость - до 950 км/ч по условиям прочности крыла, (в реальности полет на таких, уже близких к скорости звука, скоростях был бы невозможен по условиям обеспечения продольной устойчивости). Сама идея достижения высокой скорости пикирования была совершенно актуальной и соответствовала общей тенденции перехода от боевого маневрирования на виражах к динамическому вертикальному маневру.

По расчетам конструкторов ОКБ взлетный вес не превышал 2400 кг. Ожидалось, что максимальная скорость у земли достигнет 523 км/ч, а на высоте 5000 м — 613 км/ч (специалисты НИИ ВВС считали, что она не превысит 605 км/ч). Резервом для улучшения скоростных характеристик посчитали использование реактивных патрубков, создававших дополнительную тягу. Практический потолок оценивали в 10 400 метров, а время набора высоты 5000 метров — 4,75 минуты.

В дальнейшем для улучшения летных данных предполагалось установить на И-21 турбокомпрессоры и более мощные двигатели М-107 или М-120.

Конструкция И-21 - одноместный истребитель стандартной низкопланной схемы. Конструкция смешанная. Самолет строился с деталями И-16, что, в свою очередь, сулило возможность быстрого развертывания серийного производства И-21. Управление жесткое. Кабина летчика без бронестекла.

Вооружение: одна пушка ШВАК, стреляющая через втулку винта, и два пулемета ШКАС с боезапасом 190 и 500 патронов на ствол соответственно.

Конструкция была очень легкой, рациональной. Редким для 1940 года достоинством И-21 был и каплевидный фонарь кабины пилота, обеспечивающий круговой обзор.

11 июля 1940 года летчик П.У. Фокин опробовал И-21 в полете, в августе машину показали на воздушном празднике в Тушино и затем передали на государственные испытания. Самолет оказался продольно неустойчивым, и его вернули на завод для доработки. Тогда же обнаружилась и тенденция к сваливанию на крыло при больших углах атаки, что послужило поводом для разработки нового крыла, на концах которого расположили автоматические предкрылки.

По предварительным данным, полученным осенью 1940 года, максимальная скорость опытной машины у земли достигала 628 км/ч, а дальность полета — 780 км.

Повторные государственные испытания истребителя завершились в канун 1941 года, но их результаты оказались удручающими. Кроме ранее выявленных дефектов оказалось, что скорость И-21 не превышала 573 км/ч, ухудшились и другие характеристики.

Второй экземпляр И-21 строили также с двигателем М-105П вместо запланированного М-107, третий экземпляр И-21 был построен в январе 1941 г и 5 апреля совершил первый полет. Он имел измененное крыло и более мощное вооружение (вместо 20 мм пушки ШВАК установили 23 мм пушку БТ-23).


Характеристики И-21
Экипаж 1
Год выпуска 1940
Геометрия
Длина самолета, м 8,29
Размах крыла, м 9,4
Площадь крыла, м² 15,46
Удельная нагрузка на крыло кг/м² 173
на мощность кг/л с 2,5
Массы, кг
Взлетный вес 2670
Силовая установка
Мотор М-105П
Мощность, л.с. 1050
Лётные данные
Макс. скорость, км/ч у земли 488
на высоте 5000м 573
Скороподъемность у земли, м/сек 21
Практическая дальность, км 760
Практический потолок, м 10600
Вооружение
Одна 23-мм пушка БТ-23 и два 7,62-мм ШКАС  

Приказом НКАП от 10 ноября 1940 года на завод № 21 перевели ОКБ С.А. Лавочкина. Этим же документом предписывалось на предприятии закончить доводку и испытания третьего И-21, в мае — июне следующего 1941 года самолет испытали в ЛИИ. Заключение по результатам испытаний руководство Летно-исследовательского института отправило заместителю наркома по опытному самолетостроению А.С. Яковлеву. В нем отмечалось:

«И-21 дважды испытывался в НИИ ВВС, где были выявлены, дефекты, из-за которых он, не окончив испытаний, был возвращен конструктору для доводки. В третий раз И-21 с улучшениями был предъявлен на контрольные испытания в ЛИИ, в результате которых основные выводы НИИ ВВС подтвердились».

В итоге специалисты Летно-исследовательского института посчитали, что передавать И-21 на государственные испытания не следует. Так была поставлена последняя точка в истории этого истребителя.

Фото Описание

Схема И-21 Пашинина

И-21 Пашинина

18 10 2006

Сразу бросается в глаза "Лонжероны крыла как в И-16". Крыло И-16 было неприспособленно к плазово-шаблонному производству. Тут "модернизация И-16" во вред.
Вес конечно мал. Но это вес опытного самолёта. Вот и сравнивать надо с опытными. И-21 - 2670 кг, И-26 - 2700 кг. 30 кг - небольшая разница. И это притом, что в конструкции И-21 больше крылатого металла (с 22 июня 41г это становится минусов).
Дальность 760км против 700км в пользу И-21.
Скороподъёмность равна: оба 5 км набирают за 6 мин.
Макс. скорость больше у И-26: 585 км/час против 573 км/час.
Про восходящие вертикальные манёвры и динамику разгона вопрос открыт. Данных недостаточно и они противоречивы.
На нисходящих преимущество у И-21.
На горизонтали у И-26.
А вот плохие ВПХ - громадный недостаток( а всё крыло малой плошади).
Учитывая опоздание в условиях жесточайшей конкуренции, проигрыш И-21 закономерен. И слава Богу. В сложившихся условиях ВОВ, когда с училищ приходили лётчики с малым налётом, Як был гораздо более адекватен.
---ilinav

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Авиация СССР накануне войны." /Н.В. Якубович/