Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

СПБ

Скоростной пикирующий бомбардировщик

ОКБ Поликарпова

СПБ Поликарпова

Высокая боевая эффективность Ju-87 в начале Второй мировой войны привлекла внимание военных специалистов многих стран к пикирующим бомбардировщикам. Советский Союз не стал исключением. С конца 1939 г. к проектированию этого класса самолетов подключились многие конструкторские коллективы.

Принятое в ноябре 1939 г. решение о выделении из состава КБ Н.Н. Поликарпова ОКО во главе с А.И.Микояном послужило толчком к фактическому разгрому КБ Поликарпова, когда менее чем за год численность коллектива сократилась почти в три раза.

В этих условиях вероятно закономерно выглядят просчеты КБ и последующие катастрофы самолетов, ибо самолеты создают люди своим трудом и талантом, опираясь на многолетний опыт и накопленные знания.

На основе ВИТ-2 был спроектирован скоростной пикирующий бомбардировщик СПБ. Потребность ВВС в таком самолете была очень большой, поэтому для ускорения испытаний и доводок на московском заводе № 22 кроме двух опытных экземпляров построили небольшую серию из трех машин.

Первый полет СПБ № 1-0 состоялся лишь 18 февраля 1940 г., машину в воздух поднял Б.Н.Кудрин. 26 марта 1940 г. М.А.Липкин совершил первый полет на втором экземпляре опытного самолета.

26 апреля 1940 г. на испытания вывели второй серийный СПБ № 2-1. После полета над заводским аэродромом летчик-испытатель П.Г.Головин перегнал его на Центральный аэродром. На следующий день Головин снова поднял машину в воздух. За взлетом наблюдали Поликарпов, Жемчужин, начальник техбюро завода Усаченко, вскоре самолет скрылся в облачном небе. Спустя полчаса, в 19 ч. 15 мин., СПБ в зоне аэродрома НИИ ГВФ в Тушино «вывалился» из облаков, у земли сорвался в штопор, упал и загорелся, похоронив под обломками экипаж.

6 мая очередной испытательный полет СПБ № 2-0 закончился аварией: в воздухе заклинило левый мотор и машина сделала вынужденную посадку на аэродроме в Щелково.

Несмотря на негативное мнение ВВС и НКАП после катастроф и аварий, 1 июня 1940 г. Комитет Обороны предписал выпустить 15 машин СПБ войсковой серии.

20 июля 1940 г. самолет поднялся в небо. По свидетельству очевидцев машина, летя с высокой скоростью на высоте 2000-2500 м, стала рассыпаться. Экипаж погиб.

Аварийная комиссия, проработав всего два дня, назвала наиболее вероятной причиной катастрофы изгибно-элеронный флаттер крыла.

Однако поиском истинных причин никто не занимался и, по-видимому, не хотел заниматься. Главным виновником произошедшего назвали заместителя Н.Н.Поликарпова и ведущего по самолету СПБ Н.А.Жемчужина, который вовремя не распорядился поставить на элероны испытываемого экземпляра грузы.

Его немедленно арестовали. За Жемчужина вступились летчики и специалисты НИИ ВВС: там уже были получены экземпляры отчета ЦАГИ по флаттерным свойствам СПБ. Жемчужина выпустили, списав все на Липкина, «излишне энергично наращивающего скорость».

Катастрофа СПБ явилась поводом для руководства ВВС и авиапромышленности для свертывания работ по самолету. 29 июля 1940 г. нарком авиапромышленности Шахурин издал приказ: «Дальнейшие заводские испытания самолетов СПБ прекратить. Директору завода № 22 Окулову и главному конструктору Поликарпову в трехдневный срок представить мне доклад по произведенным затратам на постройку опытных экземпляров и нулевой серии СПБ, состоянию задела и соображения об его использовании» .

Завод № 22, кроме двух опытных, построил пять машин первой серии, из них № 5-1 с турбокомпрессорами ТК-2 находилась в стадии окончательной сборки. Три СПБ второй серии имели степени готовности от 60 до 75%. Для третьей и четвертой серии изготавливали детали. 7 августа специальная комиссия оценила затраты. Всего было израсходовано 33 млн. 330 тыс. рублей.

На запрос Поликарпова и руководства завода № 22 о судьбе самолета А.И. Шахурин ответил:

«1. Один самолет СПБ передать на продувки в ЦАГИ.

2. Вопрос о возможности дальнейших летных испытаний решить по результатам продувок и заключению специалистов по прочности и другим вопросам» [4].

Поликарпов надеялся, что положительные результаты продувок СПБ в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ смогут изменить отношение к самолету. На находившемся в ЦАГИ экземпляре № 1-0 консоли крыла были установлены с углом стреловидности для изменения центровки, изменена система охлаждения масла и, соответственно, конструкция капотов двигателя, введены другие мелкие доработки. В начале 1941 г. специалисты ЦАГИ дали заключение о том, что, по их мнению, препятствий для продолжения испытаний СПБ не имеется.

Но в декабре 1940 г. начались испытания предсерийного ПБ-100, а в начале 1940 г. из сборочных цехов заводов № 22 и № 39 начали выходить первые серийные Пе-2. Этот самолет немного превосходил СПБ по максимальной скорости на расчетной высоте, но уступал ему в скороподъемности и мог нести меньше бомб на внутренней подвеске.

Так закончилась история СПБ. Один из построенных самолетов передали в Московский авиационный институт и использовали для обучения студентов.

Прекращая постройку СПБ, руководство не учитывало фактор времени. Война стремительно приближалась к нашим границам. Внедрение же в серию Пе-2 проходило медленно. Требовалось изготовить оснастку, отладить производство. До начала ВОВ успели поставить всего 64 машины. Их приходилось осваивать в боях, неся значительные потери. В итоге к бомбометанию с пикирования ВВС перешли только с 1943 г.


Характеристики
ВИТ-2 СПБ ТИС-А ТИС-МА
Экипаж, чел 3 3 2 2
Размеры
Размах крыла, м 16.5 17.0 15.5 15.5
Длина самолета, м 12.25 10.4 11.7 11.7
Площадь крыла, м² 40.76 42.93 34,8 34,8
Силовая установка
Мотор 2ПД M-105 M-105 АM-37 АM-38
Мощность, л.с. 2 x 1050 л.с. 1050 л.с. 1400 л.с. 1665 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4032 4950 5800 6261
Нормальная взлетная 6302 6940 7840 8280
Летные данные
Max V у земли, км/ч 486 450 490 -
Max V на H 4,5км, км/ч 513 510 555(5,8) 530(4)
Посадочная скорость, км/ч - 140 150 139
Практический потолок, м 8200 8500 10250 12500
Вооружение
Число пушек и пулеметов 2x37+2x20
+2x7,62
4xШКАС 2x20
+6x7,62
2x37+2xБС
+7,62
Бомб в фюзеляже + на вн. подвеске, кг - 800+700 -+2x500 -+2x500
Фото Описание

Схема СПБ

СПБ - скоростной пикирующий бомбардировщик Поликарпова

Обсудить на форуме

Источники

  • "1. История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • 2. Самолеты Н.Н. Поликарпова /В.П. Иванов/
  • 3. Архив научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского (АНММЖ), № 855, лл.57-58.
  • 4. Перов В., Васильев Н. Загадка СПБ или почему пикирующий бомбардировщик не пошел в серию / Крылья Родины. 1997. №6. С.3-9./
  • 5. ЦГАМО, ф.4610, оп.1, д.243, л.289.
  • 6. РГАЭ, ф.8044, оп.1, д.410, лл.30-113.
  • 7. Стефановский П.М. Триста неизвестных. М., 1973.