Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Як-9М

Истребитель

ОКБ Яковлева

Як-9М

Як-9М с двигателем М-105ПФ2 мощностью 1240 л.с.представлял собой, наконец, более качественную машину, т.к. на ней было устранено большинство конструктивных дефектов истребителей этого семейства, неоднократно отмеченных в рекламационных актах, протоколах НКАП и ВВС и многочисленных дефектных ведомостях. Эта машина явилась своего рода венцом развития истребителей семейства Як-9 с двигателем М-105ПФ и была выпущена наибольшей за период войны серией в 4239 самолетов с мая 1944 года по июнь 1945 года. Этот самолет был самым архаичным по конструкции из выпускавшихся в 1944 году крупными странами мира одномоторных истребителей и самым массовым из них. Однако в диапазоне высот до 1500 м он демонстрировал хорошие пилотажные качества и имел значительно большую живучесть и эксплуатационный ресурс по сравнению с предшественниками. Модификация была произведена на заводе № 153, выпускавшем до этого Як-9Д и ЯК-9Т. Двигатель ВК-105ПФ2 устанавливался на Як-9М с октября 1944 года, а до этого он строился с обычным ВК-105ПФ, но имел с самого начала производства винт ВИШ-105 СВ-01 и смещенную на 400 мм назад кабину.

Вооружение — аналогичное Як-9Д, как и техника пилотирования; но «эмка» имела лучшие противокапотажные качества. Запас горючего тоже остался прежним. Были устранены главные недостатки концепции Як-9: усилено крыло (в результате прочность впервые за два года производства была доведена до соответствия техническим требованиям), установлен аварийно сбрасываемый фонарь кабины (на Bf-109 он стоял с 1939 года на всех модификациях) и автомат регулировки температуры воды в системе охлаждения двигателя АРТ-1 (на Bf-109 — с 1940 года). Был также установлен фильтр-пылеулавливатель на входе в двигатель, механическая система перезарядки была заменена пневмомеханической. Сделан ряд мелких улучшений: кнопочное управление радиостанцией, укороченная антенна и др.

Головная машина прошла испытания в НИИ ВВС с 17 по 27 декабря 1944 года, т.е. через 10 месяцев после начала производства этой модификации. Наименование же Як-9М присваивалось начиная с №25-01, т.е. с первого самолета 25 серии.

Як-9ПВО представлял собой версию Як-9М, предназначенную для охраны воздушного пространства СССР в оперативном тылу, и отличался от обычного лучшим приборным оборудованием, меньшим запасом масла и топлива, а также отсутствием брони. Это было сделано с целью улучшить два основных показателя для перехватчика — скорость и скороподъемность — и производить перехват в сложных метеоусловиях. Кроме штатного оборудования, Як-9 ПВО имел фару ФС-155, вариометр ВР-2, радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6 МЦ и передатчиком РСИ-ЗМ-1, ответчик "свой-чужой" СЧ-3 и световую сигнализацию положения шасси (кроме двух зеленых ламп на доске приборов зажигались две красные лампочки).

С 25-ой по 43-ю серию всего было выпущено 4239 самолетов.


Истребители Як-9
Як-9П Як-9М Як-9У Як-9П
Год выпуска 1944 1944 1944 1947
Геометрия
Длина самолета, м 8.5 8.5 8.55 8.55
Размах крыла, м 9.74 9.74 9.74 9.74
Площадь крыла, м² 17.15 17.15 17.15 17.15
Уд. нагрузка на крыло, кг/м² 196 181 187 207
Массы, кг
Пустого 2382 2428 2512 2708
Взлетный вес 3356 3096 3204 3550
Силовая установка
Мотор ВК105ПФ ВК105ПФ ВК107А ВК107А
Мощность, л.с. 1180 1180 1500 1500
Уд. нагрузка на мощность, кг/л.с. 2.84 2.62 2.14 2.37
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 507 518 575 590
на высоте 562 573 572 550
м 3750 3750 5000 5000
Время набора H 5 км, мин 6.5 6.1 5.0 5.8
Время виража, сек 25-26 19-20 20 21
Практический потолок, м 8600 9500 10650 10500
Дальность полета, км 880 950 675 1130
Вооружение
Число 20-мм 1 1 1 5
12.7-мм 1 1 2 -
Фото Описание

Схема Як-9М

Истребитель Як-9М 25-ой серии.

Источники

  • "Як-9: рядовые небес" /Дмитрий Лейпник/