Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

AVRo Anson. Боевое применение.

AVRo Anson из 67 Эскадрильи, Laverton 1945

"Энсоны" поставлялись и за рубеж, однако львиная доля всех машин этого типа, выпущенных "Авро", досталась созданному в 1936 г. Береговому командованию королевских ВВС. Простой и надежный самолет получал там все более широкое распространение. 26 июня 1937 г. на воздушном параде в Хендоне над головами зрителей проплыли в строю уже пять полных эскадрилий "Энсонов". В начале 1939 г. эти машины имели уже 12 эскадрилий. Самолеты выпуска 1937-39 гг. немного отличались от более ранних по оборудованию и вооружению. В частности, стоявший в верхней турели пулемет "Льюис" заменили на более современный "Виккерс" К. За счет оборудования и увеличения экипажа (4 человека) взлетный вес возрос до 3629 кг по сравнению с 3330 кг. прототипа.

К 1939 г. "Энсон" уже не удовлетворял требованиям Берегового командования, в первую очередь по радиусу действия. В мае из США начали прибывать первые самолеты типа Локхид "Хадсон", значительно превосходящие машину "Авро" по скорости и почти втрое - по дальности, тем не менее, 11 эскадрилий Берегового командования встретили войну на "Энсонах".

В большинстве источников указывается, что первыми столкнулись с противником два "Энсона" из 233-й эскадрильи, 5 сентября 1939 г. атаковавшие немецкую подводную лодку. Однако новейшие исследования показывают совсем другую картину: лодок было две. И, что обе они были английскими! К счастью, пилоты промахнулись, но две бомбы, сброшенные на малой высоте, срикошетировали от поверхности моря и взорвались в воздухе, поразив осколками одну из патрульных машин. С изрешеченными баками она не дотянула до берега и села на воду. Экипажу пришлось воспользоваться надувной лодкой. Однако, в этот же день "Энсон" из 500-й эскадрильи "исправил положение" потопив немецкую субмарину у юго-восточного побережья Англии.

В 1939-40 гг. эти устаревшие машины внесли немалый вклад в проводку конвоев, поиск и уничтожение подводных лодок, спасательные операции. "Энсон" был прочен и довольно живуч, хотя давало о себе знать слабое оборонительное вооружение, отсутствие бронезащиты для экипажа и протектирования бензобаков. Однако, в открытом море с истребителями они сталкивались нечасто, а по отношению к более крупным самолетам противника иногда проявляли даже агрессивность, атакуя немецкие бомбардировщики и гидросамолеты, гораздо лучше вооруженные. Например, 8 ноября 1939 г. одинокий "Энсон" напал на две летающие лодки Дорнье Do-18 и одну из них сбил. На боевом счету "Энсонов" числятся также бомбардировщик Хейнкель Не-111 и двухмоторный поплавковый гидросамолет Хейнкель Не-115, а также еще одна машина, которую сбили так быстро, что английские летчики даже не успели ее идентифицировать.

Временами удавалось успешно отбиваться и от истребителей. В июне 1940г. три "Энсона" над Ла-Маншем были настигнуты девяткой Bf-109. Но англичане не только ушли не битыми (двое раненых в такой ситуации практически не в счет), но и сами свалили в море два "мессершмитта" и повредили третий. В июле того же года экипаж "Энсона", заметивший четверку Bf-110, штурмующую, английские тральщики, отвлек противника на себя и достойно встретил его: первый же истребитель, зашедший сбоку, напоролся на очередь в упор и рухнул вниз.

Тем не менее, огневая мощь "Энсона" явно была недостаточна. Поэтому в частях монтировали дополнительные пулеметы в окнах кабины, из которых штурман вел огонь. Эти огневые точки частично перекрывали мертвые зоны в передней полусфере. Командир 500-й эскадрильи на своей машине установил 20-мм пушку "Испано", стрелявшую вниз назад через люк в фюзеляже. Во время эвакуации из Дюнкерка ее довольно эффективно использовали для обстрела немецких торпедных катеров. Некоторые летчики последовали примеру командира и аналогичным образом модифицировали свои самолеты. Интересно, что при стрельбе из пушки очередями, скорость "Энсона" подскакивала примерно на 5 узлов/час. Во второй половине 1940 г. массовые поставки "Хадсонов" позволили в значительной мере перевооружить патрульные эскадрильи на новую технику.

Этот процесс закончился в 1941 г. Напоследок разрешенную для "Энсонов" бомбовую нагрузку довели до 500 фунтов (227кг); обычно брали две глубинные бомбы по 250 фунтов. При этом взлетный вес самолета дошел до 4218 кг. "Энсоны" продолжали летать над морем до 1942 г., но уже в составе спасательных эскадрилий ВВС. Некоторые из них оснастили радиолокаторами ASV для обнаружения надводных целей. Подобную доработку производили и в Австралии.

Но основной сферой применения "Энсонов" в это время давно уже стали учебные подразделения. Вскоре после принятия в декабре 1939 г. совместного учебного плана ВВС стран Британского содружества "Энсон" избрали в качестве стандартного учебного многомоторного самолета. Надежный, экономичный, дешевый и простой до примитивности "Энсон" хорошо подходил для этих целей. Большая часть учебных машин вооружения не имела. В общей сложности 2476 "Энсонов" I собрали без пулеметов. Именно без пулеметов, поскольку купол турели "Армстронг-Уитворт" обычно оставляли - он был очень удобен для обучения штурманов астронавигации. 313 самолетов выпустили для обучения воздушных стрелков с гидрофицированными турелями Бристоль В.I MkVI (от бомбардировщика "Бленхейм"). С новой турелью самолет весил 4388 кг, что уже было многовато для маломощных моторов "Энсона". Двигатели часто перегревались. В связи с этим на некоторые машины ставили обеспечивавшие лучшее охлаждение гладкие цилиндрические капоты, сделанные по образцу капотов самолета Эйрспид "Оксфорд" для тех же двигателей. Учебные "Энсоны" I, выпущенные в 1940-42 гг., имели посадочные фары в крыльях вместо одной носовой, устанавливавшейся ранее. Некоторые из самолетов имели дополнительные блистеры над местом штурмана, оборудовались радиокомпасами различных типов с открытыми кольцевыми или заключенными в обтекатели антеннами.

Производство "Энсонов" не только не уменьшилось, но даже возросло. В 1939 г. ВВС выдали заказ на 1500 самолетов, а затем - еще на 800. В 1943 г. к выпуску "Энсонов" подключился новый мощный завод в Чедоне. "Энсон" оставался основной учебной машиной для подготовки пилотов, штурманов и стрелков бомбардировочной авиации на протяжении всей войны.

В ходе боевых действий продолжался и экспорт "Энсонов". В дополнение к ранее поставленным 48-ми, в 1939-40 гг. 40 самолетов отправили в Австралию. Там на этих машинах летали 2-я, 4-я и 6-я бомбардировочные эскадрильи. Австралийские "Энсоны" в 1941-42 гг. принимали участие в войне на Тихом океане. Австралийские ВВС использовали их для патрулирования побережья, а затем, как учебные и легкие транспортные самолеты. В последнем качестве они прослужили всю войну, затем находились до 1948г. в консервации. Последний из них списали в 1963 г. Некоторое количество самолетов ушло в Южно-Африканский Союз. Ими укомплектовали одну эскадрилью (60-ю; и три отдельных звена, ранее вооруженных Юнкерсами Ju-86Z - переоборудованными пассажирскими самолетами. Их использовали для патрулирования побережья. Один "Энсон" в Южной Африке оснастили поплавками. Он стоял на авиабазе Конгелла как нелетающий учебный гидросамолет.

Со второй половины войны "Энсон" начал активно применяться и как легкий транспортный самолет. Сначала это были разоруженные машины, снятые с вооружения боевых эскадрилий (несколько таких передали и американским частям, базировавшимся в Англии), а затем и специальные модификации. Первой среди них явилась модификация X, выпущенная в 1943 г. Она представляла собой "Энсон" I с усиленным полом кабины для перевозки грузов. Поскольку такие машины рассматривались как самолеты двойного назначения (учебно-транспортные), то на некоторых из них сохраняли вооружение (турели Бристоль B.I MkVI). Последние "Энсоны" X собирались с гладкими круглыми капотами.

В 1944 г. выпустили специальные военно-транспортные варианты "Энсона" - модификации XI и XII. Предполагалось, что они будут использоваться как штабные, связные, санитарные и легкие грузовые самолеты. "Энсон" XI, совершивший свой первый полет 30 июля 1944 г., внешне отличался от модели I увеличенной высотой кабины. Моторы "Чита" XIX (заключенные в гладких круглых капотах) вращали металлические винты постоянного шага "Фейри-Рид". На модели IX впервые у английских "Энсонов" ввели гидропривод шасси и щитков (на канадских модификациях, о которых будет рассказано позже, это новшество ввели на три года раньше). Чуть позже, 27 октября, поднялся в воздух первый "Энсон" XII. Он отличался от предыдущего варианта мотоустановкой - моторами "Чита" XV (420 л.с.) с винтами "Ротол". Первый опытный самолет, а за ним и 16 серийных переделали из машин модификации I. Последние "Энсоны" XII серии 2 выпускались с цельнометаллическими крыльями. Всего самолетов типа XI изготовили 90, а типа XII -246. Все они эксплуатировались в Великобритании за исключением одного "Энсона" XII, направленного после войны в Австралию.

Значительный вклад в производство "Энсонов" в период 2-й мировой войны внесли канадские заводы. В июле 1940 г. правительство Канады поручило фирме "Федерал Эйркрафт" освоить выпуск машин этого типа для учебных целей. Конструкция самолета была доработана применительно к имевшимся в Канаде комплектующим и технологии. В итоге появилась модификация "Энсон" II. Первая опытная машина взлетела 21 августа 1941 г. "Федерал Эйркрафт" переделала ее из привезенного из Англии "Энсона" I. На ней стояли американские моторы Джекобс L6MB по 330 л.с. От своих английских собратьев самолет отличался также измененным остеклением, прессованной носовой частью из фанеры, пропитанной синтетическими смолами (что-то вроде нашей "дельта-древесины"), иной конструкцией шасси и введенным для управления шасси и щитками гидроприводом. Впоследствии с привлечением шести субподрядчиков изготовили в общей сложности 1050 "Энсонов" II. 50 из них в 1943 г. передали ВВС армии США как АТ-20. На них стояли моторы Джекобс R-915-7 (военный вариант того же L6MB).

С теми же двигателями "Джекобс" строили самолеты для Канады и английские заводы, выпущенная с ними партия "Энсонов" I получила наименование модификации III. Еще 223 машины изготовили с моторами Райт R-760-E1 "Уирлуинд" в 300 л.с. ("Энсон" IV).

В 1942 г. на конвейерах канадских заводов появились "Энсоны" V. Вместо сплошных полос остекления внедрили отдельные круглые окна, а главное то, что фюзеляж теперь весь изготовлялся как фанерная скорлупа (монокок) без несущей стальной фермы. Вооружение на них не ставили. Эту модификацию также в больших количествах (1070 штук) делали три фирмы - "Федерал Эйркрафт", "Кэнедиэн Кар энд Фаундри" и "Макдональд Бразерс Эйркрафт". На ее базе выпустили еще и вариант для обучения воздушных стрелков - "Энсон" VI с турелью Бристоль B.1.MkVI. В обоих случаях устанавливали моторы типа Пратт-Уитни R-985-AN12B "Уосп Джуниор" в 450 л.с. с винтами фиксированного шага "Гамильтон" или "Гувер". "Энсоны" V эксплуатировались канадскими ВВС до конца 50-х гг.

После окончания войны "Энсон" I сняли с вооружения английских ВВС, и значительную часть их продали за рубеж. Так они оказались в строю военной авиации Бельгии, Египта, Ирана, Израиля, Норвегии, Португалии, Саудовской Аравии.


Подробно

Источники

  • "Авро "Энсон" /Мир Авиации. Владимир Котельников./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/