Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Whitley A.W.38

Дальний бомбардировщик

Armstrong Whitworth

A.W.38 на летном поле

A.W.38 «Уитли» (Whitley), спроектированный по спецификации Министерства авиации В.3/34 фирмой «Армстронг Уитворт» (Armstrong Whitworth), представлял собой моноплан полностью металлической конструкции с убираемым шасси и монококововым фюзеляжем из легкого сплава.

Производство разворачивалось, когда самолет был еще в чертежах, поэтому 80 самолетов были заказаны уже в августе 1935 г. Алан Кэмпбелл-Орде поднял в воздух первый прототип в «Уитли» Эбби 17 марта 1936 г., два его двигателя «Тигр» X фирмы «Армстронг Сиддли» вращали новейшие трехлопастные винты изменяемого шага «Де Хэвилленд». Второй прототип, построенный по спецификации В.21/35, имел более мощные двигатели «Тигр» XI, первый испытательный полет 24 февраля 1937 г. Испытания самолета и вооружения в экспериментальном центре Мартлешам Хит закончились осенью 1936 г., и первые произведенные «Уитли» Mk I (включая второй самолет, который прилетел на базу RAF Дишфорт 9 марта) в начале 1937 г. были переданы в 10-ю эскадрилью.

Большинство вариантов «Уитли» выпускались с моторами фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce).

«Уитли» Mk I были оснащены моторами «Мерлин» II (Merlin II) и испытаны в Хакнелле 11 февраля 1938 г., хотя во втором полете произошла поломка двигателя. Программа была быстро возобновлена, однако и в апреле, и в мае самолет проходил испытания в Мартлешам Хит. Тридцать четыре Mk I были построены прежде, чем появился «Уитли» Mk II.

«Уитли» Mk II. Эта модификация имела двигатели «Тигр» VIIIs (Tiger VIIIs - superchargers) мощностью 845 л.с. с двухскоростным нагнетателем, впервые установленные на самолеты RAF; 46 Mk II завершили первоначальный заказ на 80 машин. «Уитли» Mk I и Mk II имели носовую и кормовую турели «Армстронг Уитворт» с 7,7-мм пулеметами «Викерс».

«Уитли» Mk III На «Уитли» Mk III носовая турель была заменена на механизированную «Нэш и Томпсон» и добавлена убирающаяся нижняя турель с двумя 7,7-мм пулеметами «Браунинг». 80 «Уитли» Mk III имели модифицированные бомбоотсеки, приспособленные для бомб большого калибра.

«Уитли» Mk IV с двигателями «Мерлин» IV мощностью в 1030 л. с. (768 кВт), первый полет которого состоялся 5 апреля 1939 г. Другими изменениями, введенными в эту модификацию, были механизированная кормовая турель «Нэш и Томпсон» с четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг», прозрачная панель в нижней носовой части для улучшения обзора бомбардира и два дополнительных топливных бака, увеличившие общий запас топлива до 3205 л. Общий выпуск составил 33 машины, включая семь Mk IVA, на которых были установлены двигатели «Мерлин» X мощностью по 1145 л. с. (854 кВт).

«Уитли» Mk V с двигателями «Мерлин» X мощностью по 1145 л. с. (854 кВт) вобрал в себя большое количество улучшений. Наиболее заметными из них были модификация килей с прямыми передними кромками и увеличение на 0,38 м ширины задней части фюзеляжа для обеспечения лучшей зоны обстрела кормовому стрелку. Резиновые противообледенители были установлены на передних кромках крыла, а запас топлива был увеличен до 3805 л или до 4405 л с подвесными баками в бомбоотсеке. Произведено всего 1466 самолетов.

«Уитли» Mk VI проектировался под двигатели «Пратт-Уитни»: изучалась подстраховка на случай сокращения или прекращения поставок «Мерлинов». Он, однако, не был построен.

«Уитли» Mk VII, последняя производившаяся модификациея «Уитли» - по существу Mk V с дополнительными топливными баками в бомбоотсеке и в задней части фюзеляжа общей емкостью 5001 л, с дальностью, увеличенной до 3701 км для морской патрульной службы. Внешне Mk VII отличался установкой на верхней части фюзеляжа обзорной антенны РЛС ASV Mk II. Произведено всего 146 Мк VII, и некоторые Mk V были переоборудованы в эту модификацию.

Боевое применение «Уитли». 10-я эскадрилья RAF в Дишфорде стала первой, оснащенной «Уитли», которые в марте 1937 г. заменили «Хэндли Пэйдж» фирмы «Хейфорд». То же вскоре сделали и 51-я и 58-я эскадрильи RAF в Ли-консфильде, и в течение ночи 3 сентября 1939 г. 10 «Уитли» Mk III из этих двух эскадрилий совершили рейд с разбрасыванием листовок на Бремен, Гамбург и Рур. Всего месяцем позже, в ночь на 1 октября, 10-я эскадрилья вылетела с подобной миссией на Берлин. Первые бомбы упали на Берлин в ночь на 25 августа 1940 г. Он был атакован «Уитли» 51-й и 78-й эскадрилий. Отмечая вступление Италии в войну, 36 «Уитли» из 10-й, 51-й, 58-й, 77-й и 102-й эскадрилий совершили рейд на Геную и Турин, однако только 13 из них реально достигли своих целей, погода и неполадки в двигателях помешали остальным. «Уитли» начали выводить из состава Бомбардировочного командования в апреле 1942 г. Последними операциями были рейд против Остенде в ночь на 29 апреля, а также несколько самолетов тренировочных подразделений принимали участие в рейде «1000 бомбардировщиков» на Кёльн в ночь на 30 мая 1942 г.

«Уитли» Mk V заменили «Энсоны» фирмы AVRo в 502-й эскадрилье RAF в Альдергроув осенью 1940 г., а второе подразделение «Уитли» в Береговом командовании, 612-я эскадрилья, сформировано в мае 1941 г. Mk V заменены «Уитли» MkVII, оснащенными локаторами ASV Mk II. Самолеты 502-й эскадрильи стали первыми, атаковавшими и потопившими германскую подводную лодку U-206 в Бискайском заливе 30 ноября 1941 г.

Всего было произведено 1814 самолетов всех модификаций.


Характеристики Whitley A.W.38
Mk. III Mk. V
Экипаж 5
Размеры
Длина, м 21,12 21,60
Размах крыла, м 25,60
Массы и нагрузки
Максимальный взлетный вес, кг 12031 33500
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 311 370
на H м 4343 5000
Крейсерская скорость на H 4575 м, км/ч 264 338
Время набора высоты 4575 м, мин 44 16
Практический потолок, м 5182 7925
Практическая дальность, км 1914 2414
Фото Описание

Схема Whitley Mk.V

A.W. 38 Whitley в полете

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/
  • "RAIDING THE REICH. The Allied Strategie Offensive in Europe" /Roger A. Freeman/