Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Hampden HP 52
Средний бомбардировщик
Handley Page

Hampden H.P.52

Команда разработчиков Хэндли-Пейдж, руководимая доктором Густавом Лачманном, создала весьма радикальный проект бомбардировщика, экипаж которого состоявший из пилота, штурмана, радиста и стрелка, размешался в передней части очень узкого фюзеляжа, на длинной хвостовой балке которого размещалось двухкилевое оперение. После постройки прототипа выяснилось, что из-за малой ширины фюзеляжа в нем невозможно разместить предусмотренные проектом турели с гидроприводом. Вместо них установили по одному (позднее - по два) пулемета Виккерс в верхней и нижней стрелковых точках для зашиты задней полусферы, а также неподвижный 7,7 мм Браунинг и подвижные Виккерсы в носовой части фюзеляжа.

В качестве силовой установки самолета Бристоль Энжин Компании порекомендовала свой новый мотор PE.5-SM с двухступенчатым нагнетателем, который в дальнейшем пошел в серию под обозначением «Пегасус» ХVIII. Как показало время, это был правильный выбор.

Прототип «Хэмпдена» К4240 впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Рэдлетте 21 июня 1936 года, за его штурвалом находился шеф-пилот фирмы Дж. Коурдс.

Первый серийный «Хэмпден» взлетел в мае 1938 года, а 28 июня, на официальной церемонии в Рэдлетте, виконт Хэмпден окрестил машину. Свое имя она получила в честь Джона Хэмпдена - защитника гражданских свобод 17-го века.

Носовая часть самолета приобрела свой окончательный вид с округлыми обводами и плоской панелью остекления у бомбардира. Также несколько изменилась форма верхней и нижней турелей, хотя их вооружение по-прежнему состояло из одного пулемета Виккерс К. Ещё один такой же пулемет был установлен у места штурмана-бомбардира, а по правому борту носовой части размещался неподвижный Браунинг, огонь из которого вел пилот. Экипаж состоял из четырех человек: пилота, штурмана, радиста и стрелка. Штурман выполнял обязанности и бомбардира, а радист, в случае необходимости, второго стрелка. Хотя после поступления «Хэмпденов» на службу их оснастили спаренными пулеметами, это оборонительное вооружение уже тогда считалось недостаточным. Хорошо обтекаемый фюзеляж большого удлинения и мощные моторы «Пегасус», позволявшие бомбардировщику развивать высокую скорость, несколько компенсировали этот недостаток на начальном этапе Второй мировой войны.

Handley Page Hampden I
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла 21,07 м
Длина 16,35 м
Площадь крыла 62,1 м²
Силовая установка
2 × Bristol Pegasus (Бристоль «Пегасус») воздушного охлаждения,
трехлопастные винты Дехэвилленд с постоянной скоростью вращения.
2 × 980 л.с.
Веса и нагрузки
Вес пустого 5,345 кг
Максимальный взлетный 8,505 кг)
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 13,800ft (4,206 m) 409 км/ч)
Крейсерская скорость 269 км/ч
Начальная скороподъемность 4,98 м/сек
Практический потолок 5880 м
Радиус с 908 кг бомб 3,160 км)
Вооружение
Один подвижный пулемет Виккерс К в носовой части,
один неподвижный Браунинг справа от места пилота,
по два пулемета Виккерс К в верхней и нижней стрелковых точках.
Возможна установка дополнительных пулеметов в бортовых окнах, бомб, кг
1814
Фото Описание

Схема Handlley Page Hampden B.MkI

«Хэмпден» L4159, самолет раннего выпуска, был поставлен 7-й эскадрилье в апреле 1939, но уже в ноябре он потерпел катастрофу неподалеку от своей базы в Верхнем Хейфорде.

1. Пятый серийный «Хэмпден» был передан ВВС Швеции 22 сентября 1938 года. Этот самолет эксплуатировался дольше всех своих собратьев и был списан только в 1947 году.

2. После службы в ВВС Швеции «Хэмпден» был передан фирме SAAB, которая использовала его для испытаний радиоэлектронного оборудования. Машина получила гражданскую регистрацию SE-APD и была списана в 1947 году.

Подготовка 226-кг и 113-кг бомб к погрузке на борт «Хэмпдена» Р1333 EA-F из 49-й эскадрильи. Несколько дней спустя после этого снимка, взлетевший в ночь на 16/17 августа 1940, PI 333 был один из двух Хэмпдэнов, не вернувшихся после попытки бомбить нефтяные заводы Merseburg. Флайт сержант М. Stetton и экипаж, сев на вынужденную в Нидерландах были взяты в плен. На заднем плане кварталы жилых домов и Хэмпдэн P1347/ EA:D, сбитый зенитной артиллерии в ночь на 4/5 сентября 1940 г. с гибелью всего экипажа.

Подробно

Источники

  • "Hempden " /Война в воздухе № 147/
  • Бомбардировщик "Хэмпден ". Сергей Колов /Самолеты мира № 2 2000/