Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Saro Lerwick. Боевое применение.

Saro Lerwick

Дебют новой летающей лодки был весьма неудачным. В день начала войны, 1 сентября 1939 года прямо у причала в Феликстоу затонул второй прототип машины L7249 из-за незакрытого на ночь входного люка.

Первые четыре серийные машины, L7251, L7252, L7253, L7254, в июне-сентябре 1939 года были поставлены в 240 эскадрилью, летавшую на двухмоторных бипланах Саро Лондон и Супермарин Стренрир с базированием на западе Шотландии. Впрочем, Лервики эксплуатировались там не долго и в октябре 1939 года были переведены в состав 209 эскадрильи, базирововшейся в Обане на западном побережье Шотландии. Лервики были призваны заменить состоявшие на вооружении эскадрильи старые бипланы Стренрир. По сути, 209 эскадрилья стала единственной боевой частью, применявшей новые летающие лодки по прямому назначению для противолодочного патрулирования акватории Северного моря. Всего в 209 эскадрилью поступило 18 из 21 построенной лодки. Первая, номер L7250 была переведена в эскадрилью 30.11.39, а последняя, L7267, поступила 29 марта 1941 года.

Вплоть до марта 1940 года эскадрилья занималась освоением новой матчасти и к боевым задачам не привлекалась. Но уже 20 февраля 1940 года был потерян один Лервик, L7253 WQ-G. Во время посадки у острова Лисмор в условиях плохой видимости, пилот самолета слишком жестко приводнился, снес правый поплавок, в результате самолет завалился на борт и затонул. Шестеро членов экипажа удалось выбраться из тонущей машины, но выплыть сумели только пайлот офицер Огли-Скэн и капрал Тэйлор, остальные четверо утонули. Затонувший на мелководье Лервик впоследствии подняли и даже отремонтировали, но только затем, чтобы он был разбит и окончательно затонул во время шторма.

Впервые на боевое задание 25 марта 1940 года вылетел Лервик L7256 WQ-V, пилотируемый флайт лейтенантом Беннетом. В задачи экипажа входил поиск немецких подводных лодок в Северном море. Согласно отчета экипаж атаковал вражескую субмарину, сбросив бомбы. Результата нет. Характерно, что первая атака немецкой подводной лодки Лервиками оказалась и последней. Больше летающим лодкам этого типа не довелось быть использованным в этом качестве.

В дальнейшем Лервики из 209 эскадрильи эпизодически привлекались для эскортирования британских конвоев и боевых кораблей, спасательных операций, реже, для противолодочного патрулирования.

Не смотря на отсутствие соприкосновения с противником потери среди летающих лодок этого типа были весьма высоки.

Лервик, номер L7261, из той же 209 эскадрильи был потерян 29 июня 1940 года недалеко от гибели первой машины в заливе Эрдантив по той же причине. В ходе посадки на воду в условиях волнения сломал правый поплавок, зачерпнул воду и быстро пошел на дно. На этот раз, правда, обошлось без жертв.

21 ноября и 6 декабря прямо на стоянке в заливе Лох Райан затонули еще два Лервика эскадрильи, соответственно номера L7251 и L7255.

7 января 1941 года был потерян очередной Лервик эскадрильи - L7262. Самолет потерял контроль на взлете и разбился в заливе Стренрир. Погибли двое из девяти членов экипажа.

21 февраля во время патрулирования разбился у побережья Ирландии по неизвестной причине борт L7263. 14 человек экипажа погибли.

Борт L7252 окончил свою карьеру 24 марта 1941 года в Бристольском канале. Один из двигателей самолета сорвало с крепления, винт распорол фюзеляж и самолет быстро затонул. На счастье экипаж был спасен находившимся рядом эсминцем.

16 октября был потерян очередной Лервик 209 эскадрильи, борт L7254. На рулежке в заливе Хеленсбург машина распорола себе днище о подводные камни и затонула.

11 ноября 1941 года эскадрилья потеряла свой последний, девятый по счету самолет - борт L7257 затонул в штормовую погоду у причала.

Таким образом, за полтора года эксплуатации, весьма щадящей, надо сказать, этих машин 209 эскадрилья потеряла ровно половину своей матчасти без всякого участия противника.

Летом 1941 года командование 209 эскадрильи начало постепенно избавляться от Лервиков, восполняя потери прибывавшими из-за океана Каталинами.

Уцелевшие машины сплавлялись в учебную эскадрилью 4(С)OTU (Coastal Operational Training Unit). В течение апреля - августа 1941 года в нее были переданы борта L7250, L7256, L7257, L7260, L7264 и L7267. Плюс 5 мая 1941 года в 4(С)OTU был направлен с завода последний из выпущенных Лервиков, борт L7268.

Впрочем высокая аварийность преследовала Лервики и в составе 4(С)OTU.

30 апреля 1941 года утонул у причала борт L7257.

14 октября 1941 года погиб новенький L7268. В ходе учебного полета двигатели внезапно потеряли мощность и машина разбилась вблизи маяка Тарбит Несс. Погибли 9 из 12 человек экипажа и курсантов.

21 октября 1941 года настал черед первого прототипа с двухкилевым оперением L7248, который также использовали в составе 4(С)OTU. Во время взлета в Хеленсбурге у машины отказал правый двигатель, самолет клюнул носом и врезался в воду. Погибли 7 человек, включая одного гражданского техника. После такого дебюта уцелевшие шесть машин - L7250, L7256, L7260, L7264 и L7267 летом 1942 года сплавили канадцам, в сформированную национальную эскадрилью 422 на озере Лох Эрн в Северной Ирландии. В состав 422 эскадрильи также были переданы из 209 эскадрильи борт L7266 и L7258.

Единственной реальной боевой операцией Лервиков 422 эскадрильи стало эскортирование следовавшего в СССР конвоя PQ-18 в сентябре 1942 года, в котором участвовали все 8 уцелевших летающих лодок этого типа.

Впрочем и канадцы не избежали потерь. Борт L7267 разбился 6 сентября 1942 года, избежав при этом потерь, менее повезло экипажу L7260, который разбился 3 декабря 1942 года - погибли двое.

После этого и канадцы не стали больше испытывать судьбу, и свои уцелевшие 6 машин отправили на свалку до конца 1942 года.

Так завершилась история этого, пожалуй, самого неудачного из британских самолетов. Формально серийная, повоевавшая машина, выпущенная в количестве 21 экземпляра, она за время своей недолгой службы без всякого участия противника понесла весьма существенные потери - 14 самолетов, погибших в авариях - две трети от выпуска - своего рода рекорд!

Весьма передовая в технологическом отношении летающая лодка Лервик отличалась отвратительным поведением как на воде, так и в воздухе. Если бы разработка Лервика осуществлялась не экстренным порядком (с заказом серийных машин "с чертежной доски"), а обычным - с предварительной постройкой и испытаниями прототипов, - вполне вероятно, что этот гидроплан так и не попал бы на вооружение. Характерно, что архаичные бипланы Супермарин Стренрир, отдельные экземпляры которого встречались на активной службе даже в конце 1944 года, на замену которых Лервик, собственно, и создавался, значительно пережили в строю своего преемника.


Подробно

Источники

  • "Летающая лодка Саро "Лервик" /Евгений Аранов/
  • "Все гидросамолеты Второй Мировой" /Андрей Харук/
  • "British Flying Boats" /Peter London/
  •