Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

P-40 в СССР

Истребитель-штурмовик

Curtiss

Двухместный фоторазведчик, переоборудованный из Р-40К

Двухместный фоторазведчик, переоборудованный из Р-40К на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта.

В начале войны авиации люфтваффе удалось уничтожить на земле большое число советских самолетов. (На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.) Возместить потери не представлялось возможным, так как заводы эвакуировались на восток. Львиную долю парка ВВС составляли устаревшие истребители И-16 и И-152. В результате к месту пришлись даже такие посредственные истребители, как Р-40.

Первые 195 «Томагавков» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года. Это были английские машины, от которых англичане при первой возможности поспешили избавиться. Полученные самолеты собирали на аэродроме, расположенном в 25 км от Архангельска. Вскоре поступило еще 25 Р-40, закупленных в США за золото. В кратчайшие сроки самолеты начали передаваться в боевые части. Советские пилоты считали «Томагавки» средними машинами, лучше чем И-15 и И-16, но хуже Яков. Это мнение сохранилось до конца войны. Р-40 уступал в популярности Якам и Ла.

В начале 1942 года прибыли первые «Киттихавки» и их американские аналоги Р-40Е, а также P-40F и К (313 машин), М (220 машин) и N (980 машин). В советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагавками», название «Киттихавк» стали применять лишь к следующим модификациям. Всего в Советский Союз отправили 2430 самолетов Р-40, но доставить удалось лишь 2097 машин. Больше всего - 939 машин - отправили в СССР в 1943 году. Слабость Р-40 на больших высотах не так остро ощущалась на Восточном фронте, где бои обычно велись у земли. Однако пилоты не любили Р-40 за их низкую маневренность, скороподъемность и максимальную скорость. Свои претензии к самолету высказывали механики. Особенно резко отзывались они о «Томагавках» в зимний период эксплуатации. В холода часто замерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, а подшипник вала винта рассыпался, что приводило к заклиниванию винта в полете.

Объективности ради надо сказать и о достоинствах самолета. Он отличался механической прочностью, имел большую дальность полета, мог в перегруз брать бомб больше, чем Ил-2, имел удобную защищенную кабину. Но все это не окупало его многочисленных недостатков. В неофициальном рейтинге истребителей советских ВВС Р-40 занимал почетное предпоследнее место, уступая первое место с конца «Харрикейну». В поздний период войны машинами Р-40 в виде наказания оснащались те части, которые несли тяжелые потери, не показывая заметных успехов. В лучше же части поступали хорошие Як-7, Як-9, «Аэрокобры» и Ла-5. Не способствовали популярности Р-40 в Советском Союзе постоянные перебои с поставками запасных частей. Дело доходило до того, что местными силами пытались приспособить к машинам советские колесные диски и покрышки. На самолеты пытались ставить советские радиаторы, а в систему охлаждения обязательно врезали сливные краны, чтобы не оставлять на ночь в радиаторах гликоль. Острее всего ощущалась нехватка запчастей к двигателям Allison V-1710. Но и тут удалось найти выход. По инициативе майора А.А. Матвеева в мастерских 13-й ВА переделали более 40 Р-40, установив на них моторы М-105П или М-105Р с винтами ВИШ-61П. Решение оказалось не очень удачным, максимальная скорость самолетов после переделки падала до 465 км/ч, но это был единственный способ поднять «Томагавки» в небо. В 1942 году в некоторых частях под крыльями истребителей устанавливали направляющие для неуправляемых ракет РС-82, по два на крыло.

По оценкам нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена в своей книге "Сталинские соколы" ряд командиров Люфтваффе упоминают, что в конце 1941 г. на сцене появились английские и американские истребители (Кертисс Р-40 и «Харрикейн»), поставлявшиеся в рамках соглашения о ленд-лизе. Это создало некоторые трудности немецким истребителям, но советские пилоты не могли добиться от этих машин лучших показателей, чем от своих. Оценивая американский истребитель Р-40, в отчете JG 54 говорится, что по горизонтальной маневренности он был равен немецкому Bf 109F, но уступал ему в скорости и скороподъемности. По словам русского пленного летчика, самолет не пользовался популярностью у советских пилотов.

Cамолет P-40 обладал и существенным недостатком, приведшим к гибели не одного летчика. Из воспоминаний Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко: "Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты "чудом безмоторной авиации". Чаще всего "киттихауки" стоят в бездействии."

Именно разрушения подшипников на взлетных режимах двигателя и приводили к его отказу.

   За мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагом, 09.08.41 г. младшему лейтенанту Степану Григорьевичу Ридному было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 12.10.41 г. 126-й ИАП начал совершать боевые вылеты на Кертисс P-40 «Томагаук».

17 февраля 1942 г. С.Г.Ридный погиб на P-40 после взлета из-за отказа матеpиальной части. («Томагаук» АК325)

Степан Григорьевич Ридный лично сбил 21 и в группе 9 вражеский самолетов.

   16 Июня 1942 года Борис Феоктистович Сафонов первым в истории был награжден второй медалью "Золотая Звезда". Второй раз к званию Героя Советского Союзаон был представлен Наркомом ВМФ 27 мая 1942 года - за три дня до своей гибели. Награжден Орденом Ленина, Красного Знамени ( трижды ).

30 мая 1942 года погиб в бою на самолете Р-40Е "Kittyhawk" (Серийный номер 41-13531) при отказе двигателя. Возможной причиной останова двигателя была техническая неисправность. Его ведомый Кухаренко, призванный прикрывать своего командира, в бою не участвовал, т. к. вернулся на базу из-за отказа двигателя.

Всего Борис Сафонов совершил 224 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 25 самолетов противника.

Характеристики самолетов «Warhawk»
Warhawk XP-40F P-40K P-40L P-40M P-40N
Kittyhawk MK. II Mk. III Mk. III Mk. III Mk. IV
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 10.16
Высота, м 3.76
Размах крыла, м 11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого, кг 2989 2903 2939 2932 2722
Взлетная, кг 3856 3810 3665 3629 2903
Максимальная взлетная, кг 4241 4536 4037 4037 4014
Силовая установка
PE Allison V-1710 - V-1650-1 73 V-1650-1 81 81, 99
Мощность, л.с. 1300 1325 1300 1200 1200
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 586 595 595 579 552
на высоте, м 6096 6096 6096 6096 4572
Время набора мин 7.6 7.5 7.6 7.2 6.7
высоты, м 4572 4572 4572 4572 4572
Потолок, м 10485 8534 10973 9144 9449
Дальность, км 1127 1127 483 1127 1207
Максимальная дальность, км 2655 2575 2213 2575 2253
Вооружение
Пулеметы 12.7 мм, шт. 6 6 4 4 4-6
Фото Описание

"Советский P-40E Kittihawk, в СССР его называли "Томагавк".

«Томагауки» из 126-го ИАП.

На первом справа самолете летал Герой Советского Союза ст. л-т С.Г. Ридный.* Подмосковье, декабрь 1941 г. (Tomahawk IIA P-40B # AH-965 (погиб на Tomahawk IIB P-40C # AK-325))

Группа черноморских Р-40К над освобожденным Крымом.

* За мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагом, 09.08.41 г. младшему лейтенанту Степану Григорьевичу Ридному было присвоено звание Героя Советского Союза. С 12.10.41 г. 126-й ИАП начал совершать боевые вылеты на Кертисс P-40 «Томагаук». 17 февраля 1942 г. С.Г.Ридный погиб на P-40 после взлета из-за отказа матеpиальной части. («Томагаук» АК325) Степан Григорьевич Ридный лично сбил 21 и в группе 9 вражеский самолетов.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Геннадий Корнюхин/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Знаменитые самолеты и вертолеты" /Тони Холмс/
  • "Война в воздухе" /№ 52, 53, 54,55/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/