Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

A-20 (DB-7) в НИИ ВВС

К.Ю. Косминков

Положение с бомбардировщиками, состоявшими на вооружении советских ВВС и выпускавшимися авиационной промышленностью в начале Великой Отечественной войны, было сложным. В частях находилось значительное число устаревших самолетов СБ и ТБ-3. Только к маю 1941 г. сформировали первый полк на пикировщиках Пе-2. Другой новый бомбардировщик — будущий Ту-2 — еще проходил испытания. Производство нового дальнего бомбардировщика Ер-2 только начиналось, а основной бомбардировщик дальней авиации ДБ-3 уже устаревал, его опытный образец летал еще в 1936 г. Темп выпуска тяжелых ТБ-7 был очень низким, да и строить их стали поздно. Первое и оставшееся единственным боевое соединение, имевшее на вооружении ТБ-7, сформировали только летом 1941 г.

В то же время у союзников, прежде всего у США, имелись большие возможности по выпуску бомбардировщиков. Поэтому с самого начала войны правительство СССР вело переговоры о поставке по ленд-лизу бомбардировщиков, в том числе и тяжелых. В общей сложности за время войны из США поставили 3633 бомбардировщика, из которых подавляющее большинство составляли двухмоторные DB-7 (А-20) «Бостон» и В-25 «Митчелл».

***

DB-7 «БОСТОН» (BOSTON). Этот бомбардировщик-штурмовик был разработан фирмой Дуглас на основе проекта фирмы Нортроп. Серийное производство самолета развернулось в августе 1939 г. Он имел фирменный индекс DB-7, а в ВВС США его обозначили А-20. После поражения Франции, куда успели отправить около ста DB-7, часть заказанных ею самолетов была передана Великобритании, где они получили название «Бостон», принятое позже и в СССР.

DB-7 представлял собой цельнометаллический среднеплан с трехколесным шасси и двумя двигателями воздушного охлаждения Райт «Циклон». Экипаж — 4 человека: летчик, штурман и два стрелка. Самолет обладал хорошим пилотажно-навигационным оборудованием, что облегчало выполнение боевых задач. В СССР первые «Бостоны» стали поступать в 1942 г. Испытания DB-7B в НИИ ВВС показали, что этот бомбардировщик может быть принят на вооружение. Он обладал хорошими летными данными (табл. 1, рис. 1) и был прост в пилотировании. Вооружение самолета вначале состояло из семи малокалиберных пулеметов: шести «Браунингов» и одного «Виккерса» в люковой установке, а на самолетах более поздних выпусков два пулемета из четырех, расположенных неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа, заменялись крупнокалиберными (12,7 мм). У стрелков остались пулеметы малого калибра, что для 1943 г. оказалось явно недостаточным. Чтобы повысить обороноспособность бомбардировщика, на одном из советских заводов переоборудовали стрелковую установку радиста под крупнокалиберный пулемет УБ. Кроме того, переделали бомбодержатели, что позволило загружать 1200 кг бомб вместо 900 кг. В целом же как фронтовой бомбардировщик «Бостон» отвечал требованиям войны на советско-германском фронте.

Высотно-скоростные характеристики

Рис 1. Высотно-скоростные характеристики бомбардировщиков союзников в сравнении с характеристиками советских бомбардировщиков и немецких истребителей.

Дважды Герой Советского Союза В.С. Ефремов, воевавший с начала войны на СБ, а с весны 1943 г. на «Бостоне», так оценивал его: «...Машина оказалась простой в управлении, маневренной, обладала скоростью до пятисот километров в час, свободно шла на одном моторе... Ночью приборы освещались мягким синим светом лампочек «руфо». Эти лампочки не давали ни отблесков, ни зайчиков, ни бликов, которые так раздражали летчика в ночных полетах. Кабина отличалась простором, в ней было размешено множество приборов. Все здесь позволяло свободно управлять машиной. Над спинкой сиденья возвышался стальной наголовник, защищавший летчика от пуль и осколков...» .

Известен и отзыв Героя Советского Союза Л. В. Жолудева: «Летом 1942 г. в полку появился американский двухмоторный бомбардировщик «Бостон». С первого знакомства заморский самолет произвел впечатление. Удобное шасси с носовым колесом... резиновые антиобледенители фирмы Гудрич на передних кромках плоскостей, комфортабельная утепленная кабина. Особенно хороша была отделка кабины... ультрафиолетовая подсветка приборов... Радиокомпас и авиагоризонт тоже понравились...

Выяснилось, что в управлении машина очень проста, особенно на посадке, скорость развивала примерно такую же, как Пе-2. Но когда командир полка И. С. Полбин опробовал «Бостон» на пикировании, то едва посадил его с поврежденным хвостовым оперением. Запас прочности у бомбардировщика оказался смехотворно малым, чуть ли не таким, как у наших транспортных самолетов. Вот почему на совещании у командира полка мы почти единогласно высказались против «Бостона» в пользу Пе-2» *.

В этом проявилась характерная особенность, присущая некоторым образцам американской техники, — удобство, даже роскошь, хотя и в важных, но все же не основных свойствах машины, и порой явный дефицит необходимого, который, если была возможность, приходилось преодолевать доделками и усовершенствованиями уже в строю.

В советских ВВС «Бостоны» довольно часто использовались в качестве разведчиков. В качестве штурмовиков они применялись редко и лишь там, где не было сильного огневого противодействия. Поставлялись в СССР и самолеты A-20G, на которых вместо кабины штурмана была установлена батарея из шести крупнокалиберных пулеметов, но и они использовались главным образом как бомбардировщики, так как из-за недостаточного бронирования эффективно применять их в качестве штурмовиков было трудно, хотя по своему стрелковому и бомбовому вооружению они вполне подходили для этой цели. Иногда «Бостоны» использовали для охраны объектов во время ночного патрулирования и для торпедных атак.

На советско-германском фронте «Бостон» проявил себя вполне положительно и как бомбардировщик, и как торпедоносец. На других театрах военных действий этот самолет активно применялся союзными державами до конца Второй мировой войны.

* - Здесь надо иметь в виду, что «Бостон» и не рассчитывался на бомбометание с пикирования.

Таблица 1

DB-7B "Бостон" B-25 "Митчелл" "Москито" IV
Дата испытаний июль 1942 июнь 1942 май 1944
Экипаж, чел 4 5 2
Силовая установка
Моторы R-2600-A5B R-2600-13 "Мерлин" 21
Взлетная мощность, л.с. 2 Х 1600 2 Х 1700 2 Х 1280
Геометрия
Площадь крыла, м² 43,14 56,68 40,37
Массы, кгс
Взлетный вес нормальный 9705 12900 9300
максимальный 9905 13500 -
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 467 430 467* 503**
на высоте 530 490 565* 580**
м 4500 5000 5950* 4250**
Практический потолок, м 8800 7500 9000
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой км 1380 2170 2330
при взлетном весе, кг 9905 12900 9300
Вооружение
Бомбовая нагрузка кг нормальная 450 1400 900
максимальная 900 2000 -
Бортовое вооружение стволов х калибр 4 х 7,7 1 х 7,62
4 х 12,7
-

* По оценкам испытателей, максимальная скорость нового самолета должна быть примерно на 10 км/ч больше на всех высотах. Испытывавшийся самолет до этого уже находился в эксплуатации.

** - На пятиминутном боевом режиме работы моторов.

Подробно

Источники

  • "Самолетостроение в СССР (1917-1945)" /ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского/