Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

А-20G с кабиной штурмана

А-20G

A-20G в варианте торпедоносца с кабиной штурмана в хвостовой части фюзеляжа. 51-й гв. мтап, 1945 г.

Для использования в качестве бомбардировщика A-20G был неудобен отсутствием места штурмана. В США почти одновременно с A-20G начали выпуск специального самолета-лидера A-20J. Пилоту A-20G без штурмана не всегда было легко ориентироваться на местности, да и прицеливаться при бомбометании стало сложнее. Эти функции взяли на себя A-20J. В американской авиации они придавались всем частям, вооруженным A-20G, примерно из расчета один на звено. Использовались они и самостоятельно — как разведчики или при выполнении заданий, требовавших очень точного бомбометания. Эта модификация отличалась новой носовой частью с местом штурмана. Передняя кабина теперь заканчивалась отлитым зацело удлиненным прозрачным носком, из-за чего общая длина самолета немного увеличилась. Кабину начинили самым совершенным по тому времени оборудованием, включая отличный бомбовый прицел Норден М-15. К нам самолетов этого типа поступало немного, и появились они позже, чем машины модели G. A-20J-10 испытывался в НИИ ВВС в августе 1944 г.

А вот A-20G прибывали во все увеличивавшемся количестве. Поэтому предприняли попытки оборудовать штурманские места на A-20G.

Известна переделка, выполненная в 244-й дивизии под руководством М.З.Меламеда. Из носовой части убрали четыре верхних пулемета, остеклили ее, установили там кресло штурмана и все необходимое оборудование. Изменение центровки скомпенсировали стальными плитами в штурманской кабине, являвшимися одновременно дополнительной бронезащитой. Сзади установили спаренные пулеметы УБТ (исходная машина относилась к серии до G-20). Модернизировали и бомбовое вооружение. Этот доработанный A-20G отправили в Москву в качестве образца.

В последующем подобные переделки выполнялись на заводе №81, на авиарембазах и непосредственно в полках. Переоборудованные таким образом машины имелись в 218-й и 244-й дивизиях, 970-м полку и других частях и соединениях. Поскольку в разных местах доработка велась по-разному, то существует много отличных друг от друга вариантов остекления носовой части. Неграмотная переделка могла сместить центровку назад от допустимого диапазона, что приводило к появлению опасного плоского штопора.

В октябре 1943 г. на заводе № 456 на одном A-20G сделали кабину штурмана в выгородке переднего бомбоотсека, частично убрав перегородку, отделявшую ее от пилотской кабины. Отсек получился очень тесным — примерно 70 на 70 сантиметров. По бортам его обшили фанерой. Никакого бронирования не предусматривалось. Штурман сидел на откидном сиденье, в чашку которого укладывался парашют. Рядом с ним находились бомбовый прицел ОПБ-1, бомбосбрасыватель ЭСБР-6, компас, доска с основными приборами и кислородный прибор КПА-Збис. В бортах кабины прорезали по три окна. Опробование переделки выявило немало недостатков. Обзор вперед практически отсутствовал, особенно при полностью поднятой бронеспинке. При работе с прицелом штурман стоял на полусогнутых ногах и быстро уставал. Существовало и еще несколько вариантов создания штурманской кабины. На практике каждая часть или соединение вносило что-то свое в зависимости от наличия материалов, деталей от других самолетов и оборудования. Общую долю переоборудованных A-20G определить трудно, поскольку в учетной документации она специально не выделялась, но процент переделанных машин был достаточно велик.


Источники

  • "Бостоны" в СССР /Владимир Котельников/