Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия
B-25 Mitchell

North American B-25 Mitchell. Средний бомбардировщик. Первый полет 29 января 1939 г.

North American B-25 Mitchell

Первый полет прототипа NA-40 состоялся 29 января 1939 года. Уже в ходе первого полета проявились вибрации хвостового оперения в момент набора скорости, а также скачки температуры масла и головок цилиндров. Ненадежно работали и моторы Pratt & Whitney. Несмотря на то, что самолет развил скорость 426 км/ч, результаты испытаний признали неудовлетворительными. Всего NA-40-1 совершил 14 полетов общей продолжительностью 5 часов 20 минут.

В период с 28 февраля по 1 марта на самолет установили более мощные моторы Wright R-2600-A71-3 стартовой мощностью 1600 л.с., а винты Curtiss заменили винтами Hamilton Standard «Hydromatic». При этом обозначение самолета изменили на NA-40B (NA-40-2). Дополнительно в каждом крыле установили по дополнительному пулемету М-2, стреляющих вне плоскости винта.

Первый экземпляр В-25 (40-2165) закончили в первые недели июня 1940 года. Экипаж самолета состоял из пяти человек. Двое пилотов сидели бок обок, хвостовой стрелок лежал в районе хвостового оперения с пулеметом Colt-Browning калибра 12,7 мм. Другой пулемет калибра 7,62 мм стоял в носу и обслуживался штурманом. Еще два 7,62-мм пулемета находились в задней части фюзеляжа, один для стрельбы в боковые окна, а другой в бойницу в днище. В бомбоотсек самолет мог брать бомб до полутоора тонн. Фюзеляж был полностью металлическим. Под хвостом имелся выдвигаемый при взлете и посадке костыль, который предохранял хвостовую часть самолета от повреждений в случае большого угла тангажа. Крыло свободнонесущее, состояло из пяти секций, с центропланом в центре. В крылье размещалось четыре бензобака общим объемом 3467 л. В фюзеляже стоял сбрасываемый бак на 1590 л. Закрылки выпускались от гидропривода. Хвостовое оперение с концевыми шайбами оставляло меньше мертвого пространства при обороне задней полусферы. Первоначально оборонительное вооружение самолета было слабым и состояло из 7,62-мм пулеметов. Один пулемет стоял в носовом обтекателе фюзеляжа и мог вести огонь через одну из трех бойниц. Другой пулемет стоял в задней части фюзеляжа мог вести огонь через отверстия в бортах и днище. Третий пулемет калибра 12,7 мм находился в хвостовой части фюзеляжа. Бомбовое вооружение состояло из кассеты, вмещавшей 12 45,4-кг бомб или различные сочетания бомб массой 113,5 кг, 136,2 кг, 227 кг, 272,4 кг и 499,4 кг, или одиночной бомбы массой 908 кг.

Трехстоечное шасси с носовой опорой убиралось в полете с помощью гидропривода. Бронирование на самолете отсутствовало. Двигатели Wright «Cyclone» GR-2600-A5B стартовой мощностью 1600 л.с. при 2400 об./мин и рабочей мощностью 1350 л.с. при 2300 об./мин на высоте 1524 м. Двигатели вращали трехлопастные винты с автоматической регулировкой шага типа Hamilton Standard. Винты оснащались системой антиобледенения, а при выключении автоматически флюгировались. На двигателях стояли карбюраторы Bendix Stromberg PD-13E-2. Бомбардировщики В-25 развивали скорость 534 км/ч на высоте 4572 м.

Вскоре North American выпустила десять В-25. Первый из этих бомбардировщиков (40-2165) остался на фирме и использовался для испытаний нового оснащения, а также выступал в роли транспортного самолета. Машины 40-2166,2170,2173,2174 и 2176 спустя какое-то время тоже вернулись на фирму.

Серия первых В-25 состояла из 24 машин с номерами от 40-2165 до 40-2188. Начиная с десятого экземпляра на самолетах ставили крыло с «ломаным» профилем. Новый самолет получил официальное обозначение В-25 «Mitchell» в честь бригадного генерала Уильяма Митчелла, считавшегося отцом американской авиации.

В-25А. Бомбардировочная авиация первоначально действовала над территорией противника без истребительного сопровождения, однако В-25 имел слабое оборонительное вооружение и бронирование. Истребители противника без труда перехватывали. Защита от зенитого огня оставляла желать лучшего, бомбардировщик не имели бронезащиты, топливные баки не протектированы. Поэтому, на самолеты, начиная с 40-2189, стали ставить протектированные топливные баки, а также броню, частично защищавшую кабину пилотов, а также места стрелка, бомбардира и штурмана.

Очевидно, что все эти переделки повлекли увеличение массы самолета с 7835 кг до 8112 кг. Чтобы уменьшить общую массу самолета, сократили объем топливных баков в крыльях до 2619 л. В результате дальность полета сократилась с 3218 км до 2172 км. Эта мера позволила даже несколько уменьшить взлетную массу конструкцию самолета внесли и другие изменения: изменилась форма шайб руля, над местом штурмана-радиста появилось дополнительное окно, изменилась конструкция выхлопной системы. 25 февраля 1941 года новый самолет был облетан. Всего было выпущено 40 самолетов этой модификации, которые попали в авиачасти на территории США.

В-25B. Стремясь в еще большей степени защитить бомбардировщик от истребителей противника, конструкторы обратили внимание на разработанную фирмой Bendix турель с электрическим приводом и установленными в ней двумя 12,7-мм пулеметами Colt-Browning. Экспериментальной переделке подвергся один из самолетов, находившихся на сборочной линии. Вместо окна над местом штурмана-радиста установили турель. Другую турель установили под местом штурмана. Нижнюю турель можно было выдвигать при необходимости, а в обычном положении она скрывалась внутри фюзеляжа. Стрелку приходилось наводить нижний пулемет с помощью перископического прицела, находясь в очень неудобной позиции. Турели Bendix могли вращаться на 360°, в результате защита бомбардировщика теперь не имела мертвых зон. Это позволило отказаться от хвостовой огневой точки. На ее место поставили плексигласовый обтекатель, организовав там наблюдательный пост. В результате длина фюзеляжа сократилась с 16,39 м до 16,12 м. От старого вооружения остался один 7,62-мм пулемет в лобовом обтекателе фюзеляжа, обслуживаемый бомбардиром.

В конструкции башни имелся блокиратор, который исключал возможность повреждения машины огнем своих же пулеметов. Добавление турелей позволило пересмотреть конструкцию всего фюзеляжа. С хвостовой части сняли ставшую ненужной броню, отказались и от бортовых окон в фюзеляже. С добавлением турелей максимальная скорость самолета и потолок уменьшились. Всего до мая 1942 года удалось построить 120 машин В-25В.


Характеристики
B-25 B-25A B-25B
Экипаж 5
Геометрия
Размах крыла, м 20,60
Площадь крыла, м² 56,67
Длина самолета, м 16,49 16,13
Высота самолета, м 4,80
Массы
Масса, кг пустого 7835 8112 9070
норм. взлетная 12290 12290 12907
Силовая установка
Wright «Cyclone» GR-2600
-A5B
R-2600
-9
R-2600
-9
л.с.2× 600 1700 1700
Лётные данные
V, км/ч max 534 509 485
H, м 4572 4572 4572
Практический потолок, м - 8230 7160
Максимальная дальность, км 3218 2172 2100
Вооружение
Пулеметы 7,6-мм 3 3 -
Пулеметы 12,7-мм 1 1 5
Бомб, кг 1316 1316 1316
Фото Описание

Схема B-25A-MA

Схема B-25B-NA

Первый B-25 «Mitchell» (40-2165), облетанный в 1940 г.

Подробно

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Война в воздухе. B-25" /№76, 77/