Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

В-26 «Мародер». Боевое применение.


«Мародеры» воевали в самых различных климатических условиях - жаркие пустыни Северной Африки, тропики Тихого океана, умеренный климат Западной Европы, арктические морозы Алеутских островов. По состоянию на конец ноября 1944 г. на Европейском театре военных действий имелось 1012 самолетов В-26. На момент окончания войны в Европе все еще находилось порядка восьми сотен «Мародеров».

В ноябре 1942 г. бомбардировщики В-26 «Мародер» стали использоваться на Средиземноморском театре военных действий. Поначалу над Средиземным морем летало всего 14 «Мародеров», пока численность самолетов В-26 на Средиземноморье достигла в апреле 1944 г. - 321 машина. Затем количество «Мародеров» на этом театре Второй мировой войны стало стремительно снижаться и в апреле 1945 г. на Средиземном море имелось всего шесть В-26. На Тихом океане «Мародеры» действовали в составе 7-й воздушной армии против Японии, но их было тут очень немного: в мае 1942 г. - три самолета, в июне 1942 г. - 12. В июне 1942 г. на Аляске базировалось 29 «Мародеров», которые приняли участие в боях на Алеутах. На Тихом океане «Мародеры» действовали только в 1942 г. и в начале 1943 г. Пика количество «Мародеров» на этом театре военных действий достигло в июне 1942 г. - 43 самолета.

«Мародеры» по всему Миру

С нападением японцев на Перл-Харбор все американские предвоенные планы закупок вооружений и военной техники в одночасье стали бесконечно далекими от реалий военного времени. Производственные программы довоенного времени не обеспечивали военную авиацию достаточным количеством боевых самолетов. В тот период каждый способный нести оружие аэроплан немедленно направлялся на фронт. Постепенно стала вырисовываться концепция использования самолетов разных типов. По сорбражениям логистики. для упрощения снабжения, самолеты одного типа стали концентрировать на одном театре военных действий. В 1942 г. «Мародеры» были рассеяны по всему Земному шару: Аляска. Тихий океан, Северная Африка, Западная Европа. На следующий год география распространения «Мародеров» была существенно ограничена - самолеты В-26 исчезли с Аляски и вообще с Тихоокеанского театра военных действий. Даже в Европе «Мародеры», состоявшие на вооружении эскадрилий 8-й воздушной армии, передали в 9-ю воздушную армию.

Боевая карьера самолетов В-26 1942 г.

4 мая 1942 г. самолеты В-26 «Мародер» из 22-й бомбардировочной авиагруппы 5-й воздушной армии бомбили аэродром Вунаканау под Рабаулом. В течение месяцы «Мародеры» 22-й группы (она первая получила самолеты В-26) выполняли боевые вылеты на бомбометание по аэродромам, базам гидроавиации и другим целям в районе Лае и Рабаула. 24 мая 1942 г. «Мародеры» нанесли удар по аэродрому Лае, но были встречены над целью сильным зенитным огнем, а в воздухе американские бомбардировщики атаковало 15 японских истребителей. Прицельное бомбометание было сорвано, несколько «Мародеров» было сбито, часть американских самолетов получила повреждения, но смогла вернуться на базу.

Японский план предусматривал скоординированное во времени нанесение ударов по Алеутским островам и по атоллу Мидуэй в июне 1942 г. В этих сражениях принимали участие «Мародеры». Так, 3 июня почти половина всех самолетов В-26 11 -й воздушной армии приняла участие в неудачном поиске японского авианосного соединения, самолеты которого бомбили Датч-Харбор. На следующий день четыре В-26 из 7-й воздушной армии с подвешенными торпедами нанесли удар по японскому флоту в районе Мидуэя. Американские экипажи действовали храбро и где-то даже отчаянно, но все торпеды прошли мимо целей. В тот же день на Алеутах пятерка В-26 и пара В-17 из 7-й воздушной армии атаковала японское авианосное соединение, причем три «Мародера» бомбили авианосец «Такао», но бомбы в корабль не попали.

Масштаб боевого применения «Мародеров» продолжал оставаться ограниченным. Летом 1942 г. действовало совсем небольшое количество бомбардировщиков В-26.21 июля «Мародеры» 5-й воздушной армии атаковали конвой в районе Саломауа. шедший в залив Буна к месту высадки японского десанта. В то время и в тех местах японцы без особых проблем ломали сопротивление союзников. В-26 из 5-й воздушной армии неоднократно наносили удары по японским войскам в окрестностях Гоны, в то время как японская армия продвигалась вглубь Новой Гвинеи. Основными объектами ударов «Мародеров» на какое-то время стали аэродромы Лае и Саламауа. Бомбардировщики В-26 вместе с другими американскими самолетами безуспешно пытались хотя бы замедлить продвижение японских войск в южном направлении на Оуен-Стен-лиз. Японцев сумели остановить на берегах залива Милна и под Оуен-Стенлиз в сентябре только австралийцы. «Мародеров» в составе 5-й воздушной армии имелось совсем немного, но эти самолеты также внесли свой вклад в срыв планов японцев.

Между тем, на Алеутах «Мародеры» 11 -й воздушной армии выполняли разведывательные полеты в ужасных погодно-климатических условиях. 14 октября 1942 г. половина всех имевшихся в 11-й воздушной армии самолетов В-26 нанесла удар по японским укреплениям на острове Кыска. На следующий день тройка «Мародеров» подожгла крупный японский транспорт недалеко от Гертруда-Коув, судно шло курсом к острову Атту. Японскими зенитками был сбит один В-26. Еще один «Мародер» 11-й воздушной армии был сбит 16 октября, когда шесть В-26 и один В-17 под прикрытием четверки истребителей Р-38 «Лайтнинг» бомбили Кыску. В результате налета в бухте было потоплено два японских эсминца.

В конце 1942 г. японская морская авиация неоднократно наносила удары по аэродрому ХендерсонФилд на Гаудалканале. 13 ноября в ХендерсонФилд прибыли три самолета В-26, чем очень обрадовали обороняющих остров американцев. Через два дня произошел крупный морской бой между японской и американской эскадрами, в бою был потоплен японский линкор «Киришима». Теперь за дальнейшую судьбу Гуадалканала американцы уже не опасались.

«Мародеры» наносили удары по японским конвоям в районе Новой Гвинеи и Алеутских островов весь конец 1942 г. В ноябре география боевого применения самолетов В-26 расширилась - на Средиземноморье появилась вооруженная «Мародерами» 319-я бомбардировочная авиагруппа. 28 ноября самолеты группы выполнили первый боевой вылет - нанесли удар по складам ГСМ. водокачке и железнодорожной станции в Сфаксе.

Вскоре в составе 12-й воздушной армии к 319-й бомбардировочной группе присоединилась 17-я бомбардировочная группа, также вооруженная «Мародерами». 17-я группа начала свою боевую работу с налета шестерки В-26 на аэродром Габес 30 декабря 1942 г.. аэродром прикрывали зенитки и истребители Bf. 109. В Северной Африке «Мародеры» часто действовали под прикрытием истребителей Р-38 «Лайтнинг». Основной задачей «Мародеров» являлось нарушение линий коммуникаций итало-германских войск.

В последние дни 1942 г. на Гуадалканал прибыла вооруженная «Мародерами» 69-я бомбардировочная эскадрилья.

1943 г.

В январе 1943 г. на вооружении 22-й бомбардировочной группы 5-й воздушной армии состояло 32 самолета В-26. К этому времени все самолеты В-26 сосредоточили в одной. 19-й, бомбардировочной эскадрильи 22-й группы, в то время как вторая эскадрилья группы начала процесс переучивания на самолет В-25 «Митчелл». «Мародеры» 19-й эскадрильи действовали на Новой Гвинее вплоть до окончания боев за Папуасию в январе 1944 г.

В апреле 1943 г. только две эскадрильи 13-й воздушной армии, 69-я и 70-я из 42-й бомбардировочной авиагруппы, сменили бомбардировщики В-26 на самолеты В-25. Поступление новых «Мародеров» было теперь ограничено западной Европой и Средиземноморьем. На Тихом океане «Мародеров» осталось совсем мало.

По состоянию на январь 1943 г. «Мародеры» имелись в частях 5-й. 11-й, 12-й и 13-й воздушных армий. В-26 из 12-й воздушной армии продолжали наносить удары по линиям снабжения, аэродромам и кораблям в Северной Африке. В-26 из 13-й воздушной армии принимали участие в боях на Гуадалканале. В начале января несколько боевых вылетов на Алеутах выполнили «Мародеры» из 11-й воздушной армии.

Довольно резко возрос масштаб активности «Мародеров» в северной Африке, а позже - на Средиземноморье в целом и в Европе. В состав 12-й воздушной армии в апреле вошла третья бомбардировочная группа «Мародеров» - 320-я.

Численность «Мародеров» росла также в Англии, где в феврале первые «Мародеры» получила 8-я воздушная армия, первый боевой вылет эти «Мародеры» выполнили 14 мая 1943 г., когда 11 «Мародеров» из 322-й бомбардировочной авиагруппы в составе большой группы самолетов (еше 198 тяжелых бомбардировщиков) одновременно бомбили четыре цели. Впервые в одном налете приняло участие более двух сотен американских бомбардировщиков. «Мародеры» нанесли удар по железнодорожной станции в Голландии. Самолеты В-26 действовали с высот 50 - 100 м без прикрытия истребителей. Один «мародер» .потерпел аварию уже в Англии, несколько самолетов получили боевые повреждения от огня немецкой зенитной артиллерии, в составе экипажей имелись раненые. Интенсивность зенитного огня над Западной Европой в тот день надолго запомнилась американцам.

Через три дня самолеты 322-й группы вновь появились в небе Европы, «Мародеры» опять бомбили ж.д. станцию в Голландии и опять с предельно малой высоты. Один В-26 пропал без вести где-то над Северным морем. Небольшая группа «Мародеров» пересекла европейский берег в неудачном месте, напоровшись на сильный огонь зениток, которые сбили два В-26, в том числе самолет командира группы. Тем не менее, уцелевшие «Мародеры» нанесли удары по станции, расположенной в предместье Амстердама. 17 мая 1943 г. над Континентом появилась десятка «Мародеров», все они не вернулись в Англию. Часть самолетов сбили зенитки, часть - «мессера», два В-26 столкнулись в воздухе, еще два пропали на обратном маршруте над Северным морем. Этот полет поставил крест на маловысотных рейдах «Мародеров» в Европу.

Пока командование 8-й воздушной армии испытывало шок от начала карьеры «Мародеров» в небе Европы, самолеты В-26 Северо-западных Африканских ВВС продолжали довольно успешно действовать на Средиземноморье. В частности «Мародеры» бомбили Пантеллерию, наносили удары по Сицилии в преддверии вторжения союзников на остров Мафии. Вторжение на Сицилию началось в ночь с 9 на 10 июля.

Боевые действия В-26 из состава 8-й воздушной армии возобновились 16 июля 1943 г., когда 14 «Мародеров» нанесли удар по ж.д. станции Эббивилль. Этот налет положил начало действиям VIII командования непосредственной авиационной поддержки, в состав которого вошли вооруженные «Мародерами» 322-я. 323-я. 386-я и 387-я бомбардировочные авиагруппы. «Мародеры» 8-й воздушной армии в июле выполняли мелкими группами рейды на цели, расположенные на территории Западной Европы. 4 августа 33 «Мародера» нанесли удар по судостроительному заводу в Ле Трэ. Карьера «Мародеров» в составе 8-й воздушной армии оказалась короткой - к 16 октября все самолеты В-26 8-й воздушной армии были переданы в 9-ю воздушную армию.

«Мародеры» Северо-Западных Африканских ВВС 17 июля в составе группы из более чем двух сотен самолетов (В-26. В-25 и В-17) появились в небе Неаполя, группа наносила удар по ж.д. узлу. 21 июля В-26 из 5-й воздушной армии бомбили японские суда западнее Воко-Пойнт. 13 августа «Мародеры» 5-й воздушной армии в составе группы из 59 самолетов (В-26, В-17 и В-24) сбросили 175 тонн бомбы на Саламауа - это был самый крупный дневной налет самолетов 5-й воздушной армии

Летом 1943 г. самолеты северо-западных Африканских ВВС наносили удары по целям, расположенным на территории Италии, включая аэродромы, ж.д. станции, мосты. 22 августа «Мародеры» вторглись в Европу с двух сторон - 35 самолетов В-26 из 8-й воздушной армии бомбили аэродром в Бюмон-эт-Роджер, а «африканские» В-26 под прикрытием истребителей Р-51 нанесли удар по ж.д. станции Салерно.

15 сентября 1943 г. командование 8-й воздушной армии направило примерно 70 бомбардировщиков В-26 в налет на аэродром люфтваффе в Мервилле. На следующий день, на другом конце света, «Мародеры» 5-й воздушной армии нанесли удар по Лае в преддверии наступления австралийских войск. В сентябре «Мародеры» 5-й воздушной армии бомбили Финшхавен, где 22 сентября высадились союзники. 27 сентября В-26 из 8-й воздушной армии выполнили более 150 самолето-вьшетов на бомбометание аэродромов Конечиз и Бювье/Тили. В Европе стояла атохая погода. 2 октября только шесть «Мародеров» 8-й воздушной армии из 72 ушедших на задание сумели нанести удар по аэродромам люфтваффе во Франции. Плотная облачность помешала большинству самолетов выйти на цели. Погода всегда оставалась камнем преткновения для экипажей «Мародеров», летавших над Европой. Цели очень часто бывали закрыты облаками, а экипажам ставилась задача наносить точечные удары, чтобы не нанести вред населению и материачьному имуществу населения оккупированных Германией стран Европы. Самый масштабный боевой вылет «Мародеров» 8-й воздушной армии состоялся в канун заката карьеры этих самолетов в данном соединении - 3 октября. В тот день самолеты В-26 выполнили порядка 200 самолетовылетов по четырем аэродромам люфтваффе, расположенным на Континенте. Ударам по аэродромам придаваись особое значение, так как именно с них взлетати на перехват четырехмоторных бомбардировщиков союзников германские истребители.

28 ноября 1943 г. бомбардировщики В-26 с баз в Италии вылетели на бомбометание объектов, расположенных на территории Южной Франции, но были вынуждены вернуться из-за плохой погоды. Над побережьем Франции «Мародеры» с эскортом истребителей были перехвачены истребителями люфтваффе, которые сбили пять американских самолетов. В составе 9-й воздушной армии первые боевые вылеты «Мародеров» были выполнены 5 декабря 1943 г.. Перед экипажами стояла задача найти и уничтожить стартовые позиции самолетов-снарядов V-1, но налет успеха не имел по причине плохой погоды. Плохая погода стояла и в Италии, где «Мародеры» выполняли лишь одиночные полеты в попытках разбомбить мост южнее Армад и Таггия. 18 декабря «Мародеры» 15-й воздушной армии разрушили мост на шоссе и тяжело повредили железнодорожный мост через реку Вар. В тот же день другие «Мародеры» из той же воздушной армии нанесли удар по виадуку Анте-ор. Сохраняли активность и В-26 из 5-й воздушной армии, так «мародеры» оказали помощь морской пехоте США, действовавшей на мысе Глочестер, о. Новая Британия.

Когда в Европе погода прояснилась, за работу принялись «Мародеры» 9-й воздушной армии. В последний день уходящего 1943 г. по позициям V-1 на побережье Франции бомбардировщики В-26 выполнили более 200 самолето-вылетов.

1944 г.

1 января 1944 г. три группы самолетов В-26 передали из 15-й воздушной армии в 12-ю. Уже 2 января часть этих «Мародеров» бомбили мосты в Рива-Санто-Стефано и Вентимиджлии, мост через реку Вр, ж.д. станцию Арма-ди-Таггия. Тем временем «Мародеры» 5-й воздушной армии работали в районе Маданга, что в море Бисмарка на побережье Новой Гвинеи. 4 января командование 9-й воздушной армии бросило 253 «Мародера» на поиск и уничтожение позиций V-1. В ночь с 10 на 11 января самолеты в-26 из 12-й воздушный армии выполнили необычный боевой вылет ночью, объектом удара являлся металлургический завод в Пиомбино. В Западной Европе «Мародеры» работали по стартовым позициям V-1, в Италии - разрушали сооружения и охотились за транспортом. Действия средних бомбардировщиков осложнялись истребителями противника и плохой погодой.

Иногда, как это произошло 15 февраля 1944 г., «Мародеры» 9-й воздушной армии выполняли по два боевых вылета в день, один - утром, второй - вечером. Объектами ударов являлись позиции «V» и аэродромы люфтваффе. 15 февраля группа В-26 и В-25 12-й воздушной армии бомбила Бенедектин-ское аббатство в Монте-Кассино. «Мародеры» редко применялись для оказания непосредственной авиационной поддержки или как тактические бомбардировщики, хотя 20 февраля бомбардировщики В-26 из 12-й воздушной армии нанесли удар по концентрации войск и техники противника в районе Валлалты. 21 февраля из-за плохой погоды сорвался налет «Мародеров» 9-й воздушной армии на аэродром Каксайд - на цель вышли 18 самолетов из 190.

Утром 24 февраля 1944 г. 22 «Мародера» 9-й воздушной армии бомбили аэродромы люфтваффе в Диилине, Лиювардене и Гтльце-Риене. Целью удара являлась ограничение активности германских истребителей перед налетом американских четырехмоторных бомбардировщиков. Вечером того же дня 145 «Мародеров» из 9-й воздушной армии выполнили очередной боевой вылет в рамках операции NOBALL - уничтожение стартовых позиций оружия «V» - между Эббивиллем и Сэйнт-Омером. Утром 25 февраля 191 «Мародер» из 9-й воздушной армии бомбили аэродромы люфтваффе во Франции, имея целью снизить активность германских истребителей перед налетов четырехмоторных бомбардировщиков 8-й воздушной армии. Рутинной работой «Мародеров» 9-й воздушной армии в тот период являлись налеты на аэродромы, позиции оружия «V», железнодорожные станции.

8 и 10 марта В-26 бомбили Рим и ж.д. станцию Тибуртина. В Италии «Мародеры» широко привлекались к нарушению коммуникаций германских войск. Над Голландией 26 марта группа из 338 самолетов В-26 и 35 самолетов Дуглас А-20 бомбили базы германских торпедных катеров. На следующий день «Мародеры» 9-й воздушной армии опять занялись «чудо-оружием», позиции которого находились в Северной Франции. Затем, до 8 апреля активность В-26 9-х ВВС сдерживалась непогодой. 29 марта 1944 г. пилотируемые французскими пилотами В-26 из 12-й воздушной армии сбросили бомбы на Портоферраио.

Весной 1944 г. в лист целей «Мародеров» 9-й воздушной армии вошли позиции германской береговой артиллерии и другие сооружения Атлантического вала - началась подготовка к вторжению союзников на Континент. В налетах на укрепления немцев в северной Франции принимали участие все типы американских боевых самолетов. Авиация наносила удары на очень широком фронте, чтобы немцы не сумели вычислить место, где будет высажен десант.

18 апреля 1944 г. 277 В-26 из 9-й воздушной армии и 37 А-20 бомбили позиции береговой артиллерии немцев и ж.д. станции в районе Дюнкерка, Кале, Шарлеруа. Две трети «Мародеров» помимо бомб сбросили полоски фольги для нейтрализации германских РЛС. 19 апреля экипажи «Мародеров» 9-й армии начали непосредственную подготовку к Вторжению в плане отработки перебазирования на Континент вслед за сухопутными войсками на отбитые у немцев аэродромы. 21 апреля 236 «Мародеров» из 9-й воздушной армии бомбили укрепления немцев на побережье Ла-Манша и позиции V-1. На этой стадии войны в Европе «Мародеры» 12-й воздушной армии продолжали нарушение линий коммуникаций германских войск в Италии, бомбили мосты. Погода не всегда благоприятствовала действиям авиации. В некоторые дни В-26 как 9-й, так и 12-й воздушной армии вообще не поднимались в воздух. Своего пика операции «Мародеров» на Средиземноморье достигли в апреле 1944 г., когда на театре имелся 321 бомбардировщик В-26.

Больше всего «Мародеров» имелось в 9-й воздушной армии. Восьмой и последней вооруженной самолетами В-26 бомбардировочной авиагруппой 9-й армии стала 397-я группа, приступившая к боевым действиям 20 апреля 1944 г. Все «Мародеры» восьми групп 9-й армии приняли самое деятельное участие в подготовке Вторжения. 11 мая 1944 г. 330 «Мародеров» громили германские аэродромы Бьюмон-Вексин и Кормейль-эн-Вексин. а также ж.д. станции в Мезиере и Аэршоте.

После того как в Италии войска союзников наконец прорвали линию Густава. 17 мая 1944 г. «Мародеры» 12-й воздушной армии нанесли удар по мостам на шоссе для изоляции германских войск. Пятнадцать В-26 из 9-й воздушной армии 23 мая бомбили аэродром в Бьюмон-ле-Роджер. а вечером 58 В-26 обрушились на береговые батареи.

Использование «Мародеров» для нанесения ударов, по объектам, сравнительно недалеко отстоящих от Англии, позволяло высвободить значительные силы четырехмоторных бомбардировщиков для поражения целей в глубине Европы.

Вторжение союзников в Европу началось 6 июня 1944 г. В этот день штаб 9-й армии поднял в воздух более восьми сотен самолетов В-26 и А-20, бомбивших береговые батареи, мосты на дорогах, ж.д. станции и другие цели. Массированные налеты продолжались все несколько первых дней вторжения. Так. 8 июня удары по путям сообщения, складам ГСМ. местам хранения боеприпасов, скоплениям войск и техники противника в районе Кале наносили примерно четыре сотни «Мародеров». По мере продвижения сухопутных войск, объекты ударов «Мародеров» смещались в юго-западном направлении, ближе к Парижу. 20 июня 370 самолетов В-26 и а-20 9-й воздушной армии бомбили позиции V-1 и береговые батареи под Хоулгэйтом. На следующий день штаб воздушной армии направил «Мародеры» и А-20 на разрушение 13 стартовых площадок V-1, расположенных на побережье Па-де-Кале.

22 июля сухопутные войска союзников продолжали наступление в глубины европейского континента. В этот день бомбардировщики В-26 и А-20 действовали в интересах американской 1-й армии. В последний день июня примерно 125 В-26 и а-20 нанесли удар по складам ГСМ и узлам автодорог во Франции, бомбометание выполнялось вслепую, сквозь облака, плотно накрывшие землю. Союзники старались не бомбить Францию не прицельно, по площадям, зато в отношении Германии никаких ограничений не существовало - четырехмоторные бомбардировщики практиковали исключительно ковровые налеты.

2 июля над Францией работало 95 В-26 и А-20 из 9-й воздушной армии, которые бомбили железнодорожный мост в Ойсси и позиции германских войск севернее Анвилль-сюр-Мер. До 14 июля средние бомбардировщики на боевые задания не летали по причине плохой погоды, зато 14 июля группа из 62 самолетов В-26 и А-20 нанесли удар по двум ж.д. станциям и одному ж.д. мосту.

В Италии авиация 12-й воздушной армии сконцентрировалась на разрушении мостов и других элементов инфраструктуры транспортной сети. А в Европе, тем временем, опять испортилась погода, нарушившие планы командование на проведение воздушных операций на 21 июля 1944 г. Все боевые вылеты «Мародеры» 9-й и 12-й воздушных армий выполняли только в дневное время.

«Мародеры» и А-20 9-й воздушной армии все чаще и чаще привлекались к поддержке наступавших частей американской 1-й армии. 30 июля В-26 и А-20 из 9-й воздушной армии бомбили германскую оборону под Чамоном. 2 августа штаб IX бомбардировочного командования 9-й воздушной армии исключил из списка объектов ударов мосты, склады ГСМ и ряд других целей. Войска союзников устремились к Рейху, поэтому разрушение мостов навредило бы скорее не немцам, а самим союзникам. Склады с бензином также могли пригодиться наступающим частям - в то время в Европе союзники порой испытывали перебои с топливом.

В августе бомбардировщики 9-й воздушной армии нарушали железнодорожное сообщение германских войск в районе Парижа, препятствуя отходу частей вермахта из Франции. 11 августа 1944 г. «Мародеры», «Митчеллы» и «Тандерболты» 12-й воздушной армии нанесли удар по германской артиллерии на французском и итальянском побережье Средиземного моря западнее Генуи - началась операция «Драгун», вторжение союзников в Южную Францию. «Мародеры» из 12-й армии в количестве 28 самолетов в рамках операции «Драгун» выполнили боевые вылеты в ночь с 13 на 14 августа, поразив бомбами германский склад боеприпасов и стоянку войск в Форе-де-Галуаз. «Мародеры» 9-й воздушной армии продолжали наносить удары по германским войскам и объектам тыловой инфраструктуры в Северной Франции. 15 августа самолеты 12-й армии бомбили цели на побережье Южной Франции. В тот день началась высадка союзников в южной Франции, после чего бомбардировщики перешли к поражению объектов, расположенных все дальше и дальше от побережья с целью нарушения линий коммуникаций германских войск, обороняющих побережье. 20 августа бомбардировщики 12-й воздушной армии бомбили береговые батареи противника под Тулоном.

Хотя вторжение союзников в южную Францию отвлекло значительные силы средних бомбардировщиков 12-й воздушной армии, «Мародеры» и А-20 продолжали наносить удары по германским войскам и объектам инфраструктуры в Италии, в долине реки По. 22 августа погода не позволяла бомбить южную Францию, но над Италией сияло солнце. В этот день «Мародеры» 12-й армии уничтожили один мост через реку По и повредили второй.

25 августа союзники вошли в Париж, но бои в Западной Европе на этом не завершились. «Мародеры» из 9-й воздушной армии выполняли боевые вылеты вплоть до мая 1945 г.

Штаб 12-й воздушной армии продолжал использовать «Мародеры» в роли разрушителей мостов. 28 августа В-26 атаковали аэродром Виллафранка-ди-Верона, уничтожив на летном поле несколько самолетов противника. 9 сентября 1944 г. группа В-26 бомбила железнодорожные мосты в восточной части долины реки По. 11 сентября «Мародеры» 12-й армии бомбили позиции германских войск, прокладывая дорогу частям американской 5-й армии на северо-западе Италии. Американские войска неуклонно отжимали немцев к укреплениям готской линии. На следующий день «Мародеры» бомбили укрепления Готской линии в центральной ее части. Осенью средиземноморские «Мародеры» продолжали свою деструктивную работу в долине реки По. 15 октября 1944 г. В-26 из 12-й воздушной армии бомбили мосты в восточной части долины По и достигли выдающихся результатов, уничтожив ж.д. мост в Оссениго. предотвратив тем самым отправление на север более 300 единиц подвижного состава.

«Мародеры» 9-й воздушной армии в конце года наносили удары по складам ГСМ и боеприпасов, бомбили район Бреста. Союзники стремились захватить Брест, чтобы воспользоваться его мощными портовыми сооружениями. Изредка «Мародеры» 9-й армии разбрасывали листовки над оккупированными немцами районами Франции и над Бельгией.

7 октября 1944 г. штабом 9-й воздушной армии был снят запрет на разрушение мостовых сооружений, за исключением мостов через Рейн. Из-за плохой погоды не состоялся налет «Мародеров» на сосредоточение живой силы и техники противника в Камп-ди-Бич 11 октября. Удар был нанесен на следующий день. Едва ли ни ежедневно самолеты 12-й армии летали бомбить мосты. 4 ноября более 200 «Мародеров» и «Митчеллов» выполнили налет на ж.д. и автодорожные мосты в районе перевала Бреннера и в долине По - двух основных путях снабжения германской группировки в северной Италии.

19 ноября 1944 г. боевые вылеты выполняли «Мародеры» и новейшие бомбардировщики Дуглас А-26 «Инвейдер». Тут легко войти в конфузию. так как через некоторое время после снятия с вооружения ВВС США бомбардировщиков В-26 «Мародер» самолеты А-26 «Инвейдер» были переименованы в В-26.

В конце 1944 г. «Мародеры» 9-й воздушной армии выполняли боевые вылеты на изоляцию района боевых действий и авиационную поддержку наземных войск.

Конец войны был уже близок, но германская военная машина все еше работала на полных оборотах. За два дня до Рождества 1944 г. американцы за сутки потеряли больше 30 бомбардировщиков из 500 В-26 и А-20, принимавших участие в налетах. Больше всего потерь понесли эскадрильи «Мародеров».

1945 г.

В ноябре - декабре 1944 г. количество «Мародеров» на Средиземноморье сократилось с 93 самолетов до 22. В январе 1945 г. здесь йыло уже всего 14 бомбардировщиков В-26. На контрасте, количество «Мародеров» в 9-х ВВС в январе 1945 г. составляло 952 машины.

«Мародеры» 9-й воздушной армии продолжили наносить бомбовые удары по мостам, узлам путей сообщения и подвижному составу весь январь 1945 г. Все чаще налеты выполнялись на объекты, расположенные уже непосредственно на территории Германии. О размахе операций дает представление налет 2 февраля 1945 г., в котором приняло участие 350 бомбардировщиков В-26, А-20 и А-26. Удар наносился по мостам и путям сообщения, по которым германские войска отходили к Рейну.

18 февраля 1945 г. более 60 «Мародеров» из 9-й воздушной армии под прикрытием истребителей бомбили Рур. «Мародеры» на Европейском театре военных действий впервые со времен 1943 г. 22 февраля 1945 г. выполнили бомбометание с малых высот в рамках операции «Кларион» - совместной кампании американской и британской авиации по разрушению железнодорожной сети Германии. Операция продолжалась весь март 1945 г. 24 марта большая группа самолетов В-26, А-26 и А-20 обеспечивала форсирование Рейна частями американской 9-й и британской 2-й армий, которые взаимодействовали с воздушным десантом. Бомбардировщики нанесли удар по позициям зенитной артиллерии противника и по его опорным пунктам. 14 апреля В-26 из 9-й воздушной армии разбрасывали листовки над Руром.

В последние дни войны отмечались встречи «Мародеров» с реактивными истребителями Ме-262. 9 мая 1945 г. воздушный стрелок одного В-26 из 387-й бомбардировочной авиагруппы сбил реактивный германский истребитель. Вероятно, последний боевой вылет «Мародеров» состоялся 3 мая 1945 г. (в этот день самолеты 9-й воздушной армии официально выполнили последний боевой вылет), когда восемь специальным образом оборудованных В-26 «Пасфайндеров» из 1-й эскадрильи пасфайндеров лидировали на цели группу из 130 бомбардировщиков А-26.

С окончанием войны отпала необходимость в большом количестве бомбардировщиков разных типов, поэтому послевоенная карьера самолетов В-26, В-25 и А-20 оказалась короткой. В послевоенных американских ВВС им быстро пришли на смену бомбардировщики Дуглас А-26 «Инвейдер».

Примеры боевого применения самолета В-26

Рапорты времен войны говорят о том, что «Мародер» использовался главным образом как скоростной бомбардировщик. Битва за Мидуэй положила конец ошибочным взглядом на возможность применения самолета в качестве торпедоносца.

Торпедные атаки во время битвы за Мидуэй

Потеря затерянного в Тихом океане атолла Мидуэй могло резко изменить ситуацию на этом театре военных действий в пользу Японии, с другой стороны победа американцев означала бы коренной перелом в войне на Тихом океане, так оно и произошло. Япония в водах Мидуэя лишилась ключевого инструмента достижения господства на море - авианосцев. Японские авианосцы шли к атоллу под зашитой большого количества боевых кораблей разных классов. 4 июня 1942 г. японскую эскадру атаковали торпедами четыре самолета В-26В, атаки выполнялись одиночным порядком. Первый лейтенант Джеймс П. Мури в тот же день пилотировал В-26 с серийным номером 42-1391. Его экипаж поднялся до рассвета в 3 ч 15 мин, а у же в 6 ч утра на «Мародере» запустили для прогрева моторы. Черезз 25 минут самолет оторвался от полосы аэродрома на Мидуэе и взял курс на японскую эскадру. Полет продолжался уже 1 ч 10 минут, когда в воздухе вокруг четверки «Мародеров» вспухли шапки разрывов зенитных снарядов, выпущенных из орудий кораблей охранения авианосного ордера. Лейтенант Мури отважно провел свой самолет сквозь завесу зенитного огня. При скорости полета 314 км/ч на высоте 150 метров над водной поверхности Мури сбросил торпеду, целясь в авианосец. Пилот сразу после сброса торпеды дал полный газ моторам и резко изменил курс. Лейтенант Мури доносил в своем рапорте в штаб VII бомбардировочного командования:

- В ходе полета скорость изменялась значительно, в атаку я вышел на приборной скорости 320 миль в час (515 км/ч). Двигатели работали на максимальном газу.

Лейтенант Мури отметил, что частота оборотов моторов составляла 2600 обмин. Мури полагал, что скорость японских истребителей, которые могут его атаковать, не будет превышать 310 миль в час (500 км/ч) и не смогут догнать его «Мародер». Мури ошибся. Самолет получил тяжелые повреждения от огня зениток и истребителей, стрелки фюзеляжной и хвостовой турели были убиты. Тем не менее, Мури сумел вернуться на Мидуэй.

На Мидуэй после налета на японские авианосцы вернулись два из четырех «Мародеров». Вторым был самолет капитана Джеймса Ф. Коллинза. К японской эскадре самолеты подошли в строю ромба. Сбили правую и левую в строю машины. Примерно в это же время японские корабли атаковали шесть торпедоносцев ВМС США. Американских самолетов в небе оказалось совсем мало, зато на японских кораблях имелось огромное количество зениток. Артиллерийский барраж представлялся просто непроходимым, точнее - непролетаемым. На самолет капитана Коллинза в лобовую атаку бросилось шесть японских истребителей. Коллинз снизился до высоты 700 футов (200 м), а потом к самой воде, сбив прицел наводчикам зенитных орудий. Примерно в это время, по словам Коллинза, как раз и были сбиты самолеты его ведомых - лейтенантов Ватсона и Майза.

Капитан Коллинз сбросил торпеду на дистанции в 700 м от японского авианосца. Штурман доложил, что торпеда вошла в воду как положено и направилась к авианосцу - штурман видел след от торпеды на поверхности воды. В первых рапортах об атаке говорилось, что в два авианосца попало по одной торпеде, сброшенных капитаном Коллинзом и его погибшем ведомым лейтенантом Ватсоном. Последующая реконструкция боя донесения не подтвердила. Торпеды прошли мимо, однако промах не умаляет мужества экипажей «Мародеров», действовавших согласно словам, произнесенным капитаном Коллинзом перед тем историческим боевым вылетом: «Велик Тихий океан, но отступать некуда - позади Мидуэй!»

Капитан Коллинз и лейтенант Мури были кратки в своем анализе недостатков самолета В-26В после того, как прошли по узкой дорожке между жизнью и смертью. Коллинз писал:

- Обе пулеметные турели периодически замолкали. Кормовая стрелковая точка захлебнулась уже после первой очереди. Отказали привода турели, которую стрелку пришлось разворачивать вручную. Я считаю, что в бортовых проемах фюзеляжа следует установить пулеметы калибра 12,7 мм вместо пулеметов калибра 7,62 мм с лентами на 100 патронов, а не с магазинами на 30 патронов. Еще четыре 12,7-мм пулемета необходимо установить неподвижно в крыле. И один или два пулемета калибра 12,7 мм на подвижной установке в носовой части фюзеляжа.

Рапорт лейтенанта Мури читается как эхо рапорта капитана Коллинза:

- Самолет недостаточно вооружен от атак с передней полусферы. Совершенно необходимы несколько неподвижно установленных стреляющих вперед пулеметов. Я должен иметь возможность сбить этими пулеметами атакующий из передней полусферы истребитель. Такое вооружение необходимо и при выполнении атаки наземной цели. Также необходимо выделение истребителей прикрытия.

Битва при Мидуэе стала действительно яровым эпизодом в боевой карьере «Мародера», оказавшим значительное влияние на развитие тактик боевого применения и совершенствование самолета. «Мародеры» еще будут наносить удары с предельно малых высот, но в большинстве случаев самолеты В-26 станут выцрлнять бомбометание со средних высот.

Рапорты из Африки

В октябре 1943 г. командующий 12-й воздушной армией генерал-лейтенант Карл Спаатс направил генералу Арнольду отчет, обобщающий опыт боевого применения боевых самолетов разных типов, включая бомбардировщик В-26 «Мародер», на Среднем Востоке. Отчет был составлен в целях улучшения подготовки личного врстава вновь формируемых частей и подразделений. Отчет был составлен на основе опроса 123 пилотов, а также включал аналитический раздел, подготовленный подполковником Гордоном X. Остиным, командиром 319-й бомбардировочной авиагруппы:

- Я думаю, что выражаю мнение всех пилотов, летавших на В-26, когда говорю о «Мародере» как об очень хорошем самолете. В боевой обстановке его лучше всего использовать как средний бомбардировщик. В-26 получил репутацию «горячего самолета» вследствие больших потерь на раннем этапе его эксплуатации, причиной которых являлся недостаточный профессиональный опыт пилотов.

Общий вывод из опросов всех пилотов В-26 можно выразить одной фразой: «Необходимо прикрытие истребителей».

Начальнике штаба 319-й бомбардировочной авиагруппы майор Джозеф Р. Хольцаппль отмечал:

- Нас готовили к полетам мелкими группами на малых высотах, а теперь мы действуем группами из 18-36 самолетов с высот от 8 000 до 12 000 футов (2400 - 3600 м). Это совсем не такие полеты, к каким нас готовили. ... В США мы бомбили с высот от 500 до 2000 футов (150 — 600 м), исгюльзуя бомбардировочный прицел D-8. В Африке мы летали подобным образом месяц или около того, пока потери от зенитного огня стали неприемлимыми. Теперь бы бомбим с высот 8 000 - 12 000 футов, используя прицелы Норден. Майор Хольцаппль также писал, что когда экипажи В-26 прибыли на Средний Восток «мы ждали диких и лихих бомбежек с малых высот». Тем не менее, атаки с малых высот, включая топмачтовые удары по германским кораблям и судам в Средизмном море, время от времени выполнялись. Майор сделал следующий вывод: «Учите парней дома практиковаться в бомбометании со средних высот и учите их хорошо держать строй». Еще один пилот 319-й авиагруппы записал в своем рапорте: - Я доволен, что мы ушли от нанесения ударов с малых высот. Однажды я летал вторым пилотом на атаку конвоя в Средиземном море. Тогда мы потопили одно судно. Наш самолет получил повреждения, один мотор вышел из строя. С одним работающим двигателем с трудом удалось цабрать высоту 8 000 футов (2400 м), но всего в пяти милях от базы обрезал и он. Пришлось выполнять посадку с убранным шасси.

Майор Хольцаппль воздал должное прочной конструкции «Мародера»: «Он способен абсорбировать большое количество боевых повреждений, но полет с одним работающим мотором очень сложен». Майор следующим ооразом описал типичные атаки истребителей противника: - Нас обычно атаковати снизу сзади. Лучшим способом обороны от атак истребителей является полет в плотном строю группы «Мародеров». Покинешь строй и ты - труп. Вряд ли наши истребители сопровождения успеют сорвать атаку противника. ... В целом В-26 яатяется очень хорошим самолетом. Тот кто его не любит, тот его не знает. Лично я счастлив летать на В-26.

Начальник службы вооружения 319-й авиагруппы капитан Герберт Хартман (не путать с другим Хартманом, из люфтваффе!) рапортовал:

- Одним из главных конструктивных недостатков вооружения самолета является непродуманность путей удаления из самолета стреляных гильз и звеньев патронных лент. Гильзы и звенья повреждают остекление, носки крыла, другие конструктивные элементы бомбардировщика.

Представитель инженерно-технической службы (ИАС) 319-й авиагрупп указывал на несоответствие инструкций и наставлений по обслуживанию самолета и его оборудованию реальному положению дел из-за многочисленных изменений, внесенных в конструкцию и бортовое оборудование. Он также добавил:

- Инструкцию следует сделать более живой и интересной, добавив в нее иллюстраций, немного юмора и сделав более читабельной.

Недостаток запасных частей к самолетам на Средиземноморском театре военных действий в 1943 г. ощущался постоянно, представитель ИАС писал:

- Наши техники перегружены работой. Отремонтированный самолет уже на следующий день получает боевые повреждения и его приходиться ремонтировать снова. Нередко техников вызывают на стоянки когда самолеты даже не приземлились после боевого вылета.

Командир 438-й бомбардировочной эскадрильи майор Дональд Гилберт тоже сделал ряд ценных замечаний:

- В-26. а был юзером самолета В-25, по началу меня просто напугал. Теперь я убежден, что он является лучшим средним бомбардировщиком, маневренным, с приличной бомбовой нагрузкой и очень хорошим оборонительным вооружением. Последние усовершенствования сделали самолет еще лучше. Самолет хорошо управляется, мы способны вернуться на базу на одном работающим моторе.

Доставка запасных частей из США на театр боевых действий часто затягивалась, поэтому майор Гилберт советовал лучше -отовить техников для заморской службы:

- Наши парни из ИАС постоянно импровизируют. Они стали настоящими мастерами по части самостоятельного изготовления деталей. Хорошая практика - учить техников лома обслуживать самолеты, не имея полного комплекта положенного инструмента, проявлять инициативу и изобретательность.

Плохие отзывы о самолете В-26 дали немногие летчики 319-й бомбардировочной авиагруппы, опрошенные в числе первых, зозможно - слишком рано. Один техник оставил интересные заметки:

- Я люблю В-26 с каждым днем все больше, а ведь сначала самолет мне совсем не понравился. Первые летчики вообще боялись летать на В-26. но вскоре, приобретя опыт пилотирования «Мародера», они изменили свое мнение о самолете.

Другой механик из 319-й группы критиковал «Мародер» с крылом большого размаха:

- Только не люблю я самолет с большим крылом - смотрится некрасиво.

Главный вывод, сделанный на основании опыта боевого применения бомбардировщиков В-26 «Мародер» в Северной Африке заключался в следующем: надо более тщательно готовить летный и технический состав в США. Нарекания на самолет вызваны, прежде всего, недостаточной подготовкой пилотов и техников.

Репутация «Мародера» в Великобритании

Базировавшиеся в Англии эскадрильи «Мародеров» понесли очень тяжелые потери в первых боевых вылетах, из-за чего и здесь возникли определенные сомнения в боевой эффективности самолета В-26, но со временем пилоты признавались корреспонденту одной американской газеты, что сложившаяся у «Мародера» репутация не соответствует истине. К примеру, в 1943 г. потери в самолетах В-17 превысили потери «Мародеров», а летчики В-26 даже прозвали знаменитые ныне «Крепости» «Устранителями Американцев». Довольно презрительно экипажи «Мародеров» отзывались об истребителе Р-47 «Тандерболт» - «половинка от В-26».

Тем не менее, с «Мародерами» в Европе дела обстояли далеко не радужно. Настоящий шок личный состав испытал 17 мая 1943 г., когда из 11 В-26, ушедших на бомбежку объекта в Голландии с малой высоты, уцелел всего один самолет. Десять «Мародеров» сбили германские истребители и зенитки. А один самолет уцелел только потому, что вернулся с маршрута из-за поломки. Именно этот случай заставил командование поднять высоты бомбометания до 10 000 футов (3000 м) и посылать бомбардировщики на задание под прикрытием истребителей, выбирая объекты ударов, представляющие стратегическое значение.

Использование самолетов В-26 «Мародер» на Европейском театре военных действий привело к радикальному пересмотру тактики их боевого применения, скоростной самолет фирмы Мартин все-таки нашел свою нишу в военном небе Западной Европы.

«Мародеры» для Британии и Британского Содружества Наций

В начале декабря 1941 г. три самолета В-26А прибыли в Англию для проведения оценочных испытаний в составе RAF. В Королевских ВВС самолеты получили наименование «Мародер I». В штабе RAF рассчитывали использовать «Мародеры» в африканской кампании. В июле 1942 г. 14-й эскадрилья первой в RAF получила на вооружение самолеты В-26. На «Мародерах» летало еще четыре эскадрильи RAF. первую из этих четырех эскадрилий перевооружили американскими скоростными бомбардировщиками в начале 1943 г. Всего на вооружении RAF поступило 32 самолета «Мародер 1», получивших серийные номера от РК109 до РК160.

Система обозначений модификаций самолетов в RAF не совпадала с обозначениями модификаций, принятыми в ВВС армии США. Состоявшие на вооружении Королевских ВВС 19 самолетов В-26В именовались «Мародер IA», серийные номера - FK362-FK380. Сотня поступивших из США бомбардировщиков В-26С получила обозначение «Мародер II» (серийные номера FB418 - FB517), эти самолеты состояли на вооружении британских и южноафриканских эскадрилий. Две трети построенных B-26F, где-то 200 из 300, были переданы в ВВС Британии и ЮАР, где получили наименование «Мародер III», серийные номера -HD402-HD601. Последний серийный вариант, B-26G, поступил в Британию в количества 150 экземпляров все под тем же именем «Мародер III», серийные номера HD602-HD751.

В составе RAF бомбардировщики «Мародер» состояли на вооружении эскадрилий №№ 14, 39, 326, 327 и 454. В ВВС ЮАР на «Мародерах» воевал личный состав 12-й, 21 -й, 24-й. 25-й и 30-й эскадрилий. На «Мародерах» также воевали канадские, австралийские и греческие экипажи. Крупным эксплуатантом самолетов В-26 стала Свободная Франция.

Французский скандал

Пилоты Свободной Франции начали действовать на стороне союзников в период кампании в Тунисе, но статистику участия французов в боевых действиях представители ВВС армии США начали вести только в октябре 1943 г. К этому времени одна из 12 французских эскадрилий имела на вооружении бомбардировщики «Мародер». Командование Средиземноморских ВВС старалось вводить французов в бой постепенно, начиная с выполнения патрульных полетов и полетов на прикрытие морских конвоев в составе Прибрежного командования с последующей передачей в состав Тактического командования. Первой в ВВС Свободной Франции 26 «Мародеров» получила эскадрилья 1/22. В апреле 1944 г. эта эскадрилья вошла в состав Тактического авиационного командования Средиземноморских ВВС. В первом боевом вылете эскадрильи принял участие французский генерал Бюске.

Французы действовали в составе Тактического авиационного командования весьма эффективно. В официальном документе Средиземноморских ВВС отмечено:

- все операции проводятся совместно с ВВС армии США или RAF, полеты выполняются в общем строю согласно процедурам, принятым в AAF RAF. Действия французских эскадрилий полностью удовлетворяют командование Средиземноморских ВВС.

Один представитель Средиземноморского командования, наблюдавший боевую работу французских «Мародеров» в составе 42-го авиакрыла в марте 1944 г. доносил командующему USAAF генералу Арнольду:

- Французские пилоты старше по возрасту, они имеют больший налет и больший опыт по сравнению с пилотами 42-го авиакрыла. Французы с большим энтузиазмом отнеслись к самолету В-26.

В начале лета 1944 г. вооружение французских эскадрилий, личный состав которых уже прошел необходимую подготовку, самолетами «Мародер» было приостановлено. По документам Средиземноморских ВВС французам требовалось 46 самолетов В-26. но их не было. Среди личного состава французских эскадрилий пошел ропот. Тогда 2 июня 1944 г. генерал Арнольд распорядился отгрузить французам бомбардировщики, предназначенные для ВВС армии США. Вот почему на многих французских «Мародерах» были нанесены необычные опознавательные знаки - трехцветные кокарды ВВС Франции с «ушами» от американских опознавательных знаков - кокарды рисовали поверх звезд, а «уши» не закрашивали.

Французские «Мародеры» поддерживали с воздуха вторжение союзников в Южную Францию летом 1944 г. Как только район боевых действий вооруженных «Мародерами» французских эскадрилий сместился на Континент, эскадрильи передали из состава Средиземноморских ВВС в ведение Стратегических ВВС США.

Бомбардировщики «Мародер» состояли на вооружении следующих эскадрилий ВВС Свободной Франции:

I/22 октябрь 1943 г. - октябрь 1944 г.

II/20 апрель 1944 г. - октябрь 1944 г.

I/19 май 1944 г. - октябрь 1944 г.

II/52 август 1944 г. - октябрь 1944 г.

II/63 август 1944 г. - октябрь 1944 г.

I/32 сентябрь 1944 г. - октябрь 1944 г.

В период действий в составе Средиземноморских ВВС эскадрильи I/22, II/20 и I/19 были приданы 31-й бомбардировочной авиагруппе, эскадрильи II/52, II/63 и I/32 - 34-й бомбардировочной авиагруппе.

Один день в заливе Тампа

Тайное притягивает, выражение «один день в заливе Тампа» вошло в историю, как пример высокой аварийности самолетов В-26 - при выполнении учебного полета над Флоридой разбилось несколько самолетов. Однако значение «одного дня в заливе Тампа» сильно преувеличивается. Тот полет выполняли молодые, «зеленые», экипажи на В-26 с «короткими» крыльями, но, главное, статистика не подтверждает какой-то выдающейся, особенно чудовищной, аварийности самолетов В-26. Так в 1942 - 1945 г.г. по данным ВВС армии США аварийность «Мародеров» составляла 55 случаев на 100 000 часов налета, для сравнения аварийность самолетов А-20 составила 131 на 100 000, новейших А-26 - 57 на 100 000. Самым безопасным был транспортный самолет Дуглас С-54 - 18 аварий на 100 000 часов налета. Самым аварийным -знаменитый и легендарный «Мустанг»: 274 аварии на 100 000 часов налета! Аварийность бомбардировщиков В-25 составляла 33 случая на 100 000 ч налета. Вся статистика приведена для полетов в США. а не на театрах военных действий, то есть отражает степень безопасность нормальной летной эксплуатации самолетов.

Уровень аварийности «Мародеров» очень сильно зависел от профессиональной подготовки пилотов, особенно инструкторов, которые обучали молодых летчиков и должны были уметь вовремя исправить их ошибки. Количество аварий резко возросла в 1943 г., когда началось массовое освоение самолета летным составом и резко снизилось в 1944 г., что указывает на способность командования ВВС армии США принимать правильные меры по снижению аварийности.

Источники

  • "B-26 MARAUDER " /Война в воздухе № 132/