Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Истребители Р-40 в советской авиации

Валерий Романенко

В мае 1942 г. 126-й ИАП перевооружили на Р-40Е. После отступления немцев полк оказался в глубоком тылу и в спокойной обстановке до конца августа совмещал освоение «Киттихауков» с задачами ПВО Москвы и Подмосковья. В конце лета к ним добавилось эскортирование правительственных самолетов по маршруту Москва-Арзамас-Куйбышев.

Затем полк перебросили на наиболее опасный участок фронта — под Сталинград. 28 августа 126-й ИАП, сформированный по штату 015/174 (три эскадрильи), но располагая всего 18 самолетами (№№ 818-821, 830, 841, 842, 844, 979, 1014, 1018, 1027-1032, 1104*) и 50% положенного технического состава, поступил в состав 268-й ИАД и разместился на аэродроме Солодовка. Положение под Сталинградом было тяжелым, и в этом аду хорошо подготовленный полк сгорел, как спичка — всего за неделю. Начало складывалось неплохо. 29 августа летчики сбили Bf 109F, Ju 88 и FW 189 ценой потери одного Р-40Е, 30 августа — 5 Bf 109F и 5 Не 111 при потере 3 Р-40Е, на следующий день — 10 Bf 109F, 1 Не 111 и 1 Ju 87 за 2 сбитых и 2 подбитых Р-40Е. Но перелом наступил уже 5 сентября. За два «Мес-сершмитта» и один Ju 88 пришлось заплатить четырьмя «Киттихауками»: два были уничтожены в бою и два столкнулись в воздухе. В тот день был сбит и тяжело ранен командир полка м-р В.М. Найденко. Оставшиеся в строю 4 самолета пришлось перевести на боевое дежурство над своим аэродромом.

Всего до 13 сентября 126-й ИАП выполнил 194 самолето-вылета, причем (редкий случай!) все сопровождались боями с противником. 163 вылета пришлось на сопровождение штурмовиков Ил-2. Летчики полка провели 29 групповых и 24 индивидуальных воздушных боя, в которых уничтожили 36 самолетов противника (23 Bf 109F, 6 Не 111. 3 Ju 88, 1 Bf 1 10, 1 Ju 87, 1 Hs 123 и 1 FW 189). Потери составили 13 самолетов, 7 летчиков не вернулись с боевых заданий и 5 получили ранения. 18 сентября полк отвели в тыл, где он был перевооружен на Ла-5 и в дальнейшем воевал только на советских типах самолетов.

О первом неудачном опыте боевого применения «Киттихауков» было доложено «на самый верх». В результате в письме Рузвельту от 7 октября 1942 г. Сталин дал самолету весьма не лестную оценку: «Следует иметь в виду, что самолеты «Киттихаук» не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями»...

Вторым в советских ВВС в бой на «Томагауках» вступил 154-й ИАП под командованием батальонного комиссара А.А. Матвеева. После переучивания в 27-м ЗАП и переформирования на штат 015/284 (2 эскадрильи, 20 самолетов) он 26 ноября 1941 г. убыл на Ленинградский фронт (аэродром Подборовье). В декабре к нему присоединился 159-й ИАП. Оба полка вошли в состав Восточной оперативной группы, прикрывавшей воздушный мост в осажденный Ленинград. Транспортные самолеты ПС-84 (Ли-2) перебрасывали в осажденный город продовольствие и другие грузы. Обратными рейсами вывозили женщин, детей, стариков, раненых. Люди садились в самолеты на глазах летчиков-истребителей, надеясь на их защиту, поэтому бои на трассе носили исключительно ожесточенный характер. Транспортники защищали до последней возможности, вплоть до таранов немецких истребителей. Летчики совершали настоящие чудеса. Так, 17 декабря 5 «Томагауков» над Ладожским озером отбили атаку на ПС-84 девяти Bf 109F, при этом ведущий к-н П.А. Покрышев (в будущем дважды ГСС) сбил одного из них. В тот же день командир эскадрильи П.А. Пилютов в одиночку прикрывал девятку ПС-84 и отразил нападение шести «Мессершмиттов», сбив два из них, хотя сам был подбит. А 23 января 1942 г. Пилютов после упорного 30-минутного боя сбил Bf 109Fc бортовым номером «19». Взятый в плен немецкий пилот сообщил, что на его счету 59 побед...**

Из-за сравнительно не высокой интенсивности боевых действий зимой 1941-42 гг. потери 154-го и 159-го полков были небольшими. Поэтому начавшееся в марте перевооружение на Р-40Е проходило постепенно и прямо на фронте: ими просто заменяли сбитые «Томагауки». Например, 154-й ИАП на 12 марта имел 7 «Томагауков» и 7 «Киттихауков». Еще 5 «Томагауков» стояли без моторов. Но уже в мае картина изменилась — почти все самолеты выработали моторесурс! Поскольку запасные «Аллисоны» не поступали, а истребители требовались срочно, командир полка м-р А.А. Матвеев предложил устанавливать на Р-40Е ...советские двигатели М-105П и М-105Р! На 1-й авиаремонтной базе 13-й ВА таким образом переделали более 40 истребителей и заодно несколько машин переоборудовали в двухместные. Естественно, что установка менее мощного мотора привела к ухудшению характеристик самолета. Так, максимальная скорость Р-40Е с М-105П и винтом ВИШ-61П снизилась с 477 до 465 км/ч. Постепенно в полк стали поступать новые Р-40, поэтому переделанные самолеты поспешили передать в другую авиачасть — 196-й ИАП.

154-й ИАП воевал на Р-40Е до ноября 1942 г. С весны в основном выполнял задачи ПВО. Летом к ним добавились полеты на штурмовку и бомбометание — обычно подвешивали одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляж. Наибольшие потери (6 «Киттихауков» ; №№ 809, 842, 863, 866, 311, 1134) полк понес в сентябре. За боевые успехи 22 ноября 1942 г. 154-й ИАП был преобразован в 29-й гвардейский, а с декабря началось его перевооружение на Як-7Б.

Наиболее широко и интенсивно Р-40 применялись в Заполярье. Они начали поступать сюда с января 1942 г., когда «северные ворота» для ленд-лизовских конвоев пришлось перенести из Архангельска в незамерзающий на зиму порт Мурманск. Поскольку переброска на Крайний Север самолетов с советских заводов по ряду причин была затруднительной, то здесь имел место уникальный случай — пополнение советских ВВС возложили ... на западных союзников! До 95% поступавших в мурманский порт английских и американских самолетов зачислялись в действующие здесь части ВВС, ПВО и морской авиации. В 1942-43 гг. относительное количество иностранных истребителей достигало 80% общего состава.

Динамика поступления Р-40 в Мурманск следующая: 11 января 1942 г. (конвой PQ-7) — 4 самолета; 20 января (PQ-8) — 15; 10 февраля (PQ-9) — 2; 12 марта (PQ-12) — 44, а всего за 1942 г. — 272 «То-магаука» и «Киттихаука». В 1943 г. прибыло 108 Р-40 (с конвоями SW 52,54 и 55). Последние 111 «Киттихауков» были доставлены в мурманский порт с 29 февраля по 5 апреля 1944 г. конвоями SW 56, 57 и 58***.

Номенклатура «Томагауков» включала 4 различные модели: ПА, ИВ, Р-40С и даже экзотические P-40G. Последние были получены путем доработки первой модели Р-40: в августе 1941 г. 44 машины были возвращены на фирму Кертисс, где на них установили крылья от «Томагаука» ИВ с протектированными баками и 7,62-мм пулеметами, а также бронирование кабины пилота. Из США было получено 76 «Томагауков», в том числе 49 модели ИВ, 10 Р-40С и 17 P-40G (включая прототип XP-40G, на котором отрабатывался этот вариант модернизации). Из Великобритании в 1941 г. поступили 24 «Томагаука» НА и 147 — модели ИВ.

Практически все «Томагауки» (даже отгружаемые непосредственно из США) и часть «Китихауков» поступали «в счет английской поставки» — т.е. считались английским ленд-лизом, наряду с «Харрикейнами» и «Спитфайрами». Это объясняется тем, что Р-40 были заказаны в США для Королевских ВВС, но их массовые поставки начались, когда Битва за Англию была завершена, и RAF, располагавшие достаточным числом более совершенных истребителей, охотно перенаправили Р-40 в СССР. Инициатором английского ленд-лиза выступил премьер-министр Уинстон Черчилль, причем еще до принятия аналогичного решения американцами. В одном из первых своих писем И.В. Сталину, полученном 6 сентября 1941 г., он писал: «8 первом абзаце Вашего послания Вы употребили слово «продать». Мы не смотрим на дело с этой точки зрения и никогда не думали об уплате. Было бы лучше, если бы всякая помощь, оказанная Вам нами, покоилась на той же самой базе товарищества, на какой построен американский закон о займе-аренде, то есть без формальных денежных расчетов».

Первым на Севере «Томагауки» получил 147-й ИАП. Поскольку боевые действия здесь носили позиционный характер, переучивание проходило прямо в оперативной зоне. Полк продолжал воевать на И-153, в перерывах между боями осваивая «Томагаук» ИВ и «Харрикейн» ИВ. Первые «Томагауки» поступили в начале декабря 1941 г. (АК295. 296 и 318), а к концу января 1942 г. переучивание было завершено. Освоение «Томагауков» проходило непросто: еще в декабре было разбито две машины (АК318 - пожар в воздухе, АК296 — сорвался в штопор). А первой боевой потерей на Севере стал АК295, который 1 февраля 1942 г. сбили в воздушном бою.

До конца апреля полк воевал на двух типах истребителей, причем, например, в 1-м и 3-м звеньях 2-й эскадрильи было по 2 «Томагаука» и 2 «Харрикейна». 1 апреля полк стал 20-м гвардейским ИАП, был переформирован на новый штат 015/134, к 1 мая сдал «Харрикейны» и в дополнение к имевшимся «Томагаукам» ИВ (АК170, 180, 194, 202, 205, 263, 267, 306, 339, 344, AN473, AN483) получил Р-40Е (№№ 583, 586, 600, 664, 787, 789. 796, 810-814, 823, 824,843, 849,860, 1101, 1108).

В целом «Томагауки», как и «Киттихауки», летчикам понравились, особенно своей живучестью и дальностью полета. Прочность 5-лонжеронного крыла самолета стала легендарной после воздушного боя 8 апреля 1942 г., когда командир звена л-т Алексей Хлобыстов дважды таранил немецкие истребители!**** Первому «Мессершмитту» он отрубил хвостовое оперение на догонном курсе, второму — часть крыла на встречном, причем оба раза таранил правой консолью. «Мессершмитты» разбились, а «Томагаук» благополучно сел на своем аэродроме, и его успешно отремонтировали. Хлобыстов, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию ГСС и получил денежную выплату в 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя.

Третий таран, совершенный Хлобыстовым 14 мая 1942 г., завершился длительным пребыванием в госпитале. Свой поврежденный в бою «Киттихаук» № 812 он направил на «Мессершмитт», который пытался его добить на встречном курсе. Спасла случайность — при ударе советского летчика выбросило из самолета... Вернувшись в строй, Хлобыстов продолжал воевать на Р-40. 13 декабря 1943 г. он на «Киттихауке» № 1134 вместе с напарником л-том Калегаевым (самолет № 1167) преследовал немецкий разведчик. Оба были сбиты его стрелком над вражеской территорией и в полк не вернулись.

Летчики 20-го ГИАП воевали на Р-40 до конца 1943 г., после чего получили «Аэрокобры» P-39N. Общие итоги за 1942-43 гг. не сохранились, известны лишь потери: 28 Р-40 разных моделей в 1942 г. и 26 — в 1943 г., из них 14 — в авариях и катастрофах, 35 сбиты в воздушных боях, 3 — зенитной артиллерией и 1 разбомблен на аэродроме. Судя по описаниям отдельных боев, сохранившимся в советских архивах, немцы понесли, по крайней мере, не меньший урон.

Из материалов допросов сбитых на Севере в 1942 г. немецких летчиков из II. и III./JG 5 (A. Jakobi, H. Bodo, К. Philipp, W. Schumacher) следует, что они считали «Томагаук» серьезным противником (выше оценивали только «Аэрокобры» и собственные Bf 109F), а достаточно скромные успехи советских летчиков видели в приверженности к оборонительной тактике и недостаточно решительным атакам...

* Контрольные номера (ctn - company test numbers), не совпадавшие с серийными и заводскими.

** Очевидно, это командир I./JG.54 гауптман Franz Eckerle. Хотя дата и место боя по советским и немецким данным не совпадают.

*** Все цифры - по результатам регистрации в советском порту.

**** Первый таран на "Томагауке" был совершен против бомбардировщика 20 января 1941 г. Летчик 154-го ИАП к-н А.В. Чирков сбил таким образом Не 111.