Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Истребители Р-40 в советской авиации

Валерий Романенко

С 16 февраля полк приступил к боевой работе с аэродрома Краснодар, располагая десятью P-39D-2, одиннадцатью Р-39К-1 и девятью Р-40Е-1 (№№ от 41-36941 до -36944, от 41-36947 до -36950 и № 41-36666). Он прекрасно проявил себя п знаменитой битве над Кубанью. За два месяца на боевой счет авиачасти записали 118 немецких самолетов при относительно небольших потерях (7 «Аэрокобр» сбиты в боях, 8 повреждены; 1 Р-40Е сбит и 1 разбит в аварии). Это был лучший результат на данном театре боевых действий! Уже 10 мая полк перевооружили на новые модели «Аэрокобр» — P-39L, М и N, а 18 июня преобразовали в 100-й ГИАП. Необходимо отметить, что малые потери «Киттихауков» объяснялись их весьма ограниченным применением, а как показал опыт боев, они уже были не в состоянии сражаться с Bf 109G, которые к тому же пилотировали асы JG 3 и JG 52. Все отзывы о Р-40Е звучали пессимистично: недостаточные скорость и маневренность, большой полетный вес, слабый мотор. Вывод был однозначен — самолет пригоден только для авиации ПВО. Вначале летчики еще пытались выжать из самолета все возможное и подолгу во время боя использовали форсажный режим. Получалось это почти интуитивно — если советские двигатели на максимальном газу ревели, как звери, то «Аллисон» лишь немного изменял тональность, и все казалось нормальным. Расплата последовала незамедлительно — моторы стали быстро изнашиваться, и мощность их падала. Через месяц инженер полка докладывал, что максимальная скорость «Киттихауков» не превышала 350-400 км/ч. При первой же возможности от них избавились — 27 апреля 4 исправных самолета вместе с пилотами передали в 16-й ГИАП. Этот полк воевал на «Аэрокобрах», поэтому летчиков Р-40Е постепенно переучили на них. «Киттихауки» активно использовали лишь в апреле и мае, а в августе их передали в ПВО, и больше истребители этого типа в ВВС на южном участке фронта не применялись.

25-й ЗАП подготовил в 1943 г. на «Киттихауки» 268-й ИАП (32 пилота), 10 летчиков для 45-го ИАП и еще 6 пилотов для других частей. После того, как 15 ноября 268-й полк убыл, 25-й ЗАП прекратил обучение пилотов на Р-40, однако еще два месяца занимался подготовкой и распределением самих самолетов. При этом проводились: подробный технический осмотр и облет машин; в случае необходимости — их ремонт (некоторые самолеты были не новыми); демонтаж части радиооборудования, частоты которого не совпадали с принятыми в СССР; пристрелка вооружения, а иногда и нанесение красных звезд поверх белых американских (обычно это делали в Абадане). Наиболее типовым выявленным дефектом оказалась коррозия оружия, которая обычно появлялась на пулеметах уже воевавших истребителей после перевозки их по морю. В общей сложности в 1943 г. в 25-м ЗАП подготовили и отправили в боевые полки (в основном, ПВО и ВВС ВМФ) 225 самолетов типа Р-40Е, К, 1_и М.

Осенью 1943 г. «Киттихауками» стал заниматься расположенный в Кировабаде 11 -й ЗАП. Сюда с августа стали поступать Р-40М-10, с ноября — P-40N-1, а с октября 1944 г. — P-40N-30, наиболее совершенная модель «Киттихауков» из поставлявшихся в СССР.

Поступление самолетов Р-40 в СССР прекратилось в декабре 1944 г. К тому времени было поставлено 2425 машин. Боевые потери (без учета ПВО и авиации ВМФ) составили 224 «Киттихаука».

В качестве официального мнения о «Киттихауке» в советских ВВС можно привести цитату из «Отчета о боевой работе 4-й воздушной армии за апрель 1943 года»; «...Истребитель «Киттихаук» полетно-тактическим данным уступает «Аэрокобре» и Me-109F, G. Ведет успешный бой с Ме-109 на горизонтальном маневре, но уступает ему на вертикальном. Может успешно выполнять роль перехватчика бомбардировщиков и разведчиков. У летчиков сложилось мнение, что «Киттихаук» может быть хорошим самолетом при выполнении задач: прикрытие своих войск, сопровождение бомбардировщиков и ведение разведки».

Кроме прямого назначения как истребитель, отдельные Р-40 использовались в советских ВВС и в других ролях. Например, в качестве артиллерийских корректировщиков применялись 3 самолета (№№835, 1115 и 1121) в 6-й отдельной корректировочной авиаэскадрилье и 4 — в 12-й. А на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта в двухместные фоторазведчики была переоборудована небольшая партия Р-40К. При этом все вооружение было снято, и на его место установлены дополнительные бензобаки. Известны и попытки усиления вооружения «Киттихауков» при использовании их в качестве штурмовиков — в 1942 г. на них часто устанавливали реактивные снаряды (по два РС-82 под каждое крыло). По мере убывания Р-40 из ВВС расширялось их применение в ПВО. Авиация ПВО приказами от 24 ноября 1941 г. и 22 января 1942 г. была выведена из подчинения ВВС и стала самостоятельной. По мере увеличения самолетного парка отдельные эскадрильи объединяли в полки, полки — в истребительные авиадивизии и авиакорпуса ПВО, а в начале 1943 г. была сформирована даже 1 -я истребительная армия ПВО. Если на 5 декабря 1941 г. в ПВО насчитывалось 1059 самолетов, то к 1 июня 1943 г. — 3043!

Первые 20 «Томагауков» появились в 6-м АК ПВО (под Москвой) еще в октябре 1941 г. Затем весной 1942 г. их получили 104-я ИАД ПВО, прикрывавшая Архангельск, и 148-я ИАД ПВО (Вологда) — 22 и 20 самолетов соответственно, а в 6-м АК ПВО и 7-м АК ПВО (Ленинград) появились первые Р-40Е — 12 и 21 самолет соответственно.

Применение «Томагауков» и «Киттихауков» в ПВО постоянно расширялось. В апреле 1942 г. 768-й ИАП (122-я ИАД ПВО) приступил к патрулированию над Мурманском, в ноябре 481-й ИАП — над Баку, 102-я ИАД ПВО — над Сталинградом, а общее количество Р-40Е составило 70 самолетов, «Томагауков» — 33.

К 1 июля 1943 г. в ПВО насчитывалось 70 «Томагауков» и 181 «Киттихаук». А еще через полгода «Киттихауки» уже присутствовали во всех без исключения корпусах ПВО. Их количество удвоилось и достигло 357 самолетов, максимальное их число было зафиксировано на 1 июня 1944 г. — 745 машин. Затем по ряду причин (в основном, из-за разочарования в этом типе) количество Р-40 стало уменьшаться, и к концу войны в ПВО осталось 409 единиц.

Летчики ПВО также оценили Р-40 неоднозначно. Поначалу нравились комфорт заокеанских истребителей, надежная радиосвязь, мощное вооружение, большая дальность, позволявшая длительно барражировать над охраняемыми объектами. Но в процессе эксплуатации выявились и досадные недостатки. В первую очередь — малые потолок и скороподъемность. Затем — полное отсутствие оборудования для ночных перехватов: ни специальных приборов для наведения по данным наземной РЛС, ни даже осветительных устройств, т.к. посадочная фара была убираемой, и выпускать ее можно было лишь на минимальных скоростях.

Среди примеров наиболее успешного применения Р-40 в ПВО необходимо отметить использование под Киевом в 1944 г. «Киттихауков» из 9-го АК в качестве осветителей. Под крыло самолета подвешивали 6 осветительных авиабомб САБ-100, которые сбрасывали с превышением в 2000-3000 м над строем атакующих бомбардировщиков, подсвечивая их для перехватчиков. Эта тактика позволила несколько снизить активность Не 1 11 и Не 177. Были и другие удачи. Так, именно летчики «Киттихауков» обнаружили и подбили над приволжскими степями немецкий четырехмоторный FW 200, на котором летела в Японию специальная комиссия для расследования деятельности легендарного разведчика Рихарда Зорге. Экипажу поврежденной машины удалось совершить вынужденную посадку, и несколько находившихся на борту «Кондора» высокопоставленных сотрудников гестапо и МИД попали в плен. Всего за годы войны летчики ПВО сбили на «Киттихауках» 255 немецких самолетов, что составляет 6,5% от общего числа их побед.

Однако с истребителями этого типа был связан и ряд крупных неудач советской ПВО. Так, в 1943 г. они не смогли перехватить над Москвой немецкие высотные разведчики Ju 88R, а весной-осенью 1944 г. Не 111 из Fliegerkorps IV практически безнаказанно бомбили по ночам советские железнодорожные узлы в Украине и Белоруссии. Но самое большое поражение, имевшее громкий международный резонанс и сильно ударившее по престижу СССР, произошло 22 июня 1944 г., когда 180 Не 111 из KG 53 и KG 55 совершили ночной налет на базу стратегической авиации США в районе Полтавы, уничтожив 44 «Летающие крепости» и повредив еще 25. Вылетевшие 6 «Киттихауков» и 6 Як-9 из прикрывавшей эту авиабазу 310-й ИАД ПВО темной безлунной ночью не обнаружили ни одного бомбардировщика, и те улетели безнаказанно. После этого случая начался закат карьеры «Киттихауков» в советской ПВО. Их стали вытеснять более подходящие типы истребителей: Spitfire IX, P-39Q, P-47D-25, а также Як-9 и Ла-7, хотя последние модели Р-40М-10 и P-40N-30 служили до 1947-49 гг.