Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Истребители Р-40 в советской авиации

Валерий Романенко

Авиация ВМФ была третьим «потребителем» Р-40. Туда поступали только «Киттихауки», хотя первые Р-40Е ошибочно называли «Томагауками». Их карьеру в ВВС МВФ можно условно разбить на три периода: «эйфория» — апрель-май 1942 г., «охлаждение» — июнь 1942 - июль 1943 гг. и «ренессанс» — с осени 1943 г.

Вначале повышенный интерес к Р-40 был связан с новыми для авиации ВМФ задачами — воздушным прикрытием союзных конвоев. Здесь главным стала дальность — чем дальше в море истребители встречали конвои, тем меньше им доставалось от немецких бомбардировщиков и торпедоносцев — как правило, в оперативной зоне истребителей морские транспорты потерь не несли. А дальность в 1100 км как раз и была козырем Р-40.

Лучшим в авиации Северного флота (СФ) считался 2-й гвардейский смешанный авиаполк (САП). Его командир — известный советский морской ас подполковник Б.Ф. Сафонов* — был не только первым Героем Советского Союза на СФ, но и одним из четырех летчиков, награжденных за боевые успехи (в том числе и на «Харрикейне») высокой английской наградой — Distinguished Flying Cross. Естественно, что «Киттихауки» направили именно в этот полк.

Первые два Р-40Е поступили в апреле 1942 г. (№ 775, номер второго неизвестен), в мае — еще 12 (№№ 956, 958, 984, 990, 1000-1007**), и последние 10 (1093, 1098, 1102, 1 110-1 116) — в июне, всего 24 самолета. Боевое применение началось почти сразу, хотя вначале, как обычно, возникали проблемы с мотором. Сафонов первым на СФ одержал воздушную победу на «Киттихауке» — 17 мая сбил Ju 88, что подтверждают материалы Bundesarchiv-Militararchiv Koblenz. Но уже 30 мая Б.Ф. Сафонов не вернулся из боевого вылета*** на прикрытие конвоя PQ-16. Обстоятельств его гибели в пылу боя не заметили, и наиболее вероятной причиной посчитали отказ мотора... Вместе с выявившимися в процессе эксплуатации невысокими летными качествами это подорвало доверие летчиков к «Киттихаукам», и к осени их перевели на второстепенные задания, а в августе полк перевооружили на «Аэрокобры» Mk.l. P-40E более-менее активно довоевали здесь до конца 1942 г., а затем просто числились в полку, простаивая на земле без моторов. Так, на 1 мая 1943 г. во 2-м ГИАП **** было еще 9 Р-40Е, из них только один — с мотором...

Боевые потери Р-40 были невелики: 2 в мае 1942 г., еще 3 до конца года и 4 до июля 1943 г., всего 9 самолетов, небоевые — 3 машины. Успехи летчиков «Кипихауков» оказались несравнимыми с достижениями коллег, летавших на «Аэрокобрах», но все же неплохими: с 29 июня до 15 декабря 1942 г. им засчитали 15 сбитых (9 Bf 109 и 6 Ju 88). Наилучших результатов добился старшина Бокий, который с 1 июня 1942 г. по 1 января 1943 г. одержал 5 побед.

Затем практически до весны 1943 г. «Киттихауки» в советскую морскую авиацию не поступали, несмотря на предыдущие грандиозные планы — в сентябре 1941 г. командование ВВС ВМФ подготовило заявку на 500 Р-40 и 100 Р-38! Новые поставки «Киттихауков» на СФ начались в середине сентября 1943 г. Вначале одиннадцать Р-40Е «подкинули» в 255-й ИАП в дополнение к имевшимся 20 «Аэрокобрам». Но затем решили направлять их лишь в части, вооруженные совсем уж устаревшей техникой. Так, к середине октября в 78-м ИАП, который с 1941 г. воевал на «Харрикейнах», оказались все Р-40Е из 2-го ГИАП и 255-го ИАП. Для поднятия боевого духа 3 ноября сюда прислали 13 новеньких Р-40М-10 и 1 Р-40К-15, и с конца года полк начал боевую работу. До момента завершения боевых действий в Заполярье (1 ноября 1944 г.) летчики полка показали высокие результаты не только в воздушных боях, но и как мастера бомбо-штурмовых ударов. Действуя на Р-40М-10 (старые Р-40Е, судя по всему, сразу были списаны по износу), они сбили 44 немецких самолета: 1 Ju 88, 1 BV 138, 1 Bf 110, 4 FW 190 и 37 Bf 109. При ударах по порту Киркенес в октябре 1944 г. они брали бомбовую нагрузку больше, чем Ил-2: под фюзеляж подвешивали ФАБ-500 (или комбинацию — ФАБ-250 под фюзеляж плюс 2 ФАБ-100 под крыло). Они же первыми на СФ применили топмачтовое бомбометание, и только за один день 11 октября 1944 г. группа к-на В.П. Стрельникова потопила 2 баржи и 6 катеров!

С декабря 1943 г. Р-40 начал получать 27-й ИАП, ранее летавший на «Харрикейнах» и И-153, а с октября 1944 г. — 53-й и 54-й авиаполки Беломорской флотилии, которые продолжали наряду с «Киттихау-ками» эксплуатировать «Харрикейны», И-15, И-153, МБР-2 и «Каталины». Для ведения разведки с сентября 1943 г. три Р-40М-10 (№№ 43-5974, -5968 и -5952) использовались в 1 18-м ОРАП. А в июне 1944 г. флотские авиамастерские переоборудовали один «Киттихаук» в двухместный легкий бомбардировщик.

На Черноморском флоте (ЧФ) «Киттихауки» стали появляться в апреле 1943 г. Поскольку ВВС ЧФ считались как бы второстепенными, то пополнение авиаполков осуществлялось здесь в последнюю очередь, и парк самолетов был разнотипным, устаревшим и изношенным. Например, к весне 1943 г. в двух полках — 7-м и 62-м ИАП — находилось от 3 до 11 истребителей 7 типов: МиГ-3, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, И-16, И-153, И-15. Именно в эти части, а также в 30-й РАП, с апреля 1943 г. стали распределять поступавшие по южной трассе новейшие модели «Киттихауков» — Р-40К-10 и Р-40М-10. 65-й ИАП, перевооружение которого началось в сентябре 1943 г., в ноябре уже пополнялся P-40N-1, а с декабря и P-40N-5. Черноморские «Киттихауки» неплохо проявили себя в боях, но в основном как штурмовики и истребители ПВО. Наиболее известные операции, в которых они принимали участие, — налеты на румынский порт Констанца, срыв эвакуации немцев из Крыма в 1944 г., охрана Ялтинской конференции глав союзных держав в феврале 1945 г.

Численность «Кигтихауков» на ЧФ постоянно увеличивалась — с 19 в мае 1943 г. до 42 на 1 декабря. Боевые потери в 1943 г. были минимальными — 3 самолета. Максимальное количество Р-40 на ЧФ оказалось на 1 января 1945 г. — 103 штуки, а до 10 мая 1945 г. оно уменьшилось до 89.

В боях, против Японии Р-40 участия не принимали — в ВВС Тихоокеанского флота поступили лишь 2 тренировочных «Киттиха-ука», переброшенные с; СФ в июне 1945 г.

В целом ВВС ВМФ СССР получили в 1941-45 гг. 360 самолетов Р-40 всех моделей, а потеряли в боях 66 (18%) — минимальный процент потерь среди истребителей всех типов!

В заключение можно отметить один факт: в СССР на «Китгихауках» воевали 3 дважды Героя Советского Союза из 27: Б.Ф. Сафонов, П.А. Покрышев (22 сбитых лично плюс 7 в группе) и М.В. Кузнецов (22+6), причем два последних — более года. Многие летчики стали на них асами и Героями Советского Союза, а целый ряд полков именно на Р-40 завоевал гвардейское звание. В целом, машина неплохо повоевала, хотя обладала характерными недостатками, что значительно сузило область ее эффективного применения.

* За год Б. Ф. Сафонов вырос в звании от ст. л-та до подп-ка, и в должности — от командира эскадрильи до командира полка (с 20 марта 1942 г.)

** Один из них американская делегация, прибывшая с конвоем PQ-15, передала Б.Ф. Сафонову, а еще один — командующему ВВС СФ генерал-майору А. А. Кузнецову

*** На момент гибели имел 20 сбитых лично и 6 — в группе (по летной книжке), за что 14.06.42 г. посмертно присвоено звание дважды ГСС. Современные архивные исследования (Ю. Рыбин) подтвердили лишь 8 сбитых самолетов.

**** 2-й гвардейский САП был преобразован во 2-й ГИАП 14 октября 1942 г.

Источники

  • Авиация и время /№ 2,3 2006/