Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

SB2C-1 Helldiver

Палубный разведчик - бомбардировщик

Curtiss

Curtiss SB2C-1 «Helldiver»

SB2C создавался вновь сформированной группой под руководством Раймонда К. Блейлока. Обозначение свидетельствует, что SB2C планировался как бомбардировщик-разведчик, действующий с американских авианосцев. Технические требовании 1938 г. были чрезвычайно жестки и оставляли мало места для поиска лучших вариантов. Был задан свободнонесущий моноплан с работающей обшивкой, со среднерасположенным крылом, чтобы под ним было место для внутреннего отсека оружия. В этом отсеке планировалось размещение бомб калибра 454 кг и многих других нагрузок, за исключением торпеды. Отсек закрывался створками с гидроприводом. Экипаж из двух человек размещался тандемом. На самолете находилось большое количество топлива (различные диапазоны дальности и радиуса действия были заданы в технических требованиях) и разнообразное радио и другое оборудование, включая большую фотокамеру в задней кабине. Конструкция была приспоспособлена для бомбометания с пикирования, а самолет - для эксплуатации на авианосце: имелись складываемое крыло, узлы для старта с катапульты и посадочный гак. Предусматривался 14-цилиндровый двигатель R-2600 «Циклон» фирмы «Райт».

Впоследствии производство SB2C развивалось во многих вариантах, перечисленных ниже. Только первоначально заказанные 200 машин соответствовали модели SB2C-1, все они остались в США для обучения. SB2C-1A. который появился в 1943 г., являлся сухопутным А-25А - после передачи Корпусу морской пехоты США. Многие участвовавшие в боях машины все еще были окрашены в оливково-коричневый цвет. SB2C-1C содержал несколько усовершенствований вооружения, включая возможность снять створки бомбоотсека и нести торпеду на внешней ферме, но на практике это использовалось редко. Главное изменение SB2C-1C - замена четырех пулеметов в крыле двумя 20-мм пушками, каждая с боезапасом 400 снарядов, загружаемым сверху крыла. Рядом с боезапасом находились дополнительные топливные баки вместимостью по 170 л. Полностью загруженный SB2C-1C (первая модификация, участвовавшая в боевых действиях) во многих отношениях был хуже, чем старый SBD, летать на котором было гораздо приятнее и безопаснее.

К этому времени еще 900 самолетов «Хеллдайвер» были заказаны ВВС США под обозначением А-25 «Шрайк» (без взлетно-посадочных приспособлений для авианосца, с пневматическим хвостовым колесом и многими другими изменениями). Все работали круглосуточно, чтобы ускорить программу, и, наконец, постройка первого SB2C-1 была закончена в Порт-Колумбус в июне 1942 г.; представители ВМС США не упустили заметить, что 10 днями ранее гораздо лучший TBF «Эвенджер» фирмы «Грумман» вступил в бой, хотя его начали проектировать почти двумя годами позже, чем злосчастный SB2C.

Срочные испытания первых шести серийных машин показали, что во многих отношениях они оказались хуже прототипа. Большой прирост массы (масса пустого возросла с 3230 до 4636 кг) без замены двигателя привел к тому, что испытатели авиабазы ВМС Анакостия характеризовали самолет как «чрезвычайно вялый». Но к этому времени количество произведенных машин быстро росло, и, чтобы избежать политических скандалов, нужно было поставить хотя бы несколько экземпляров. Штурмовую эскадрилью ВМС США VS-9 начали перевооружать на SB2C-1 в декабре 1942 г. Фактически политические скандалы остались незамеченными (это было военное время); оказалось так много плохих программ, что был образован «Комитет Трумэна по программе национальной обороны», чтобы разобраться в происходившем. Этот комитет выдал убийственные выводы относительно SB2C и, помимо прочего, сумел перенаправить А-25 другим заказчикам, хотя многие машины некоторое время несли цвета Армии США.

Впоследствии производство SB2C развивалось во многих вариантах, перечисленных ниже. Только первоначально заказанные 200 машин соответствовали модели SB2C-1, все они остались в США для обучения. SB2C-1A. который появился в 1943 г., являлся сухопутным А-25А - после передачи Корпусу морской пехоты США. Многие участвовавшие в боях машины все еще были окрашены в оливково-коричневый цвет. SB2C-1C содержал несколько усовершенствований вооружения, включая возможность снять створки

Фото Описание

Схема SB2C-1 Helldiver

A-25 Shrike

Многоцелевой ударный самолет

A-25 «Shrike»

Армейское командование летом 1942-го заказало 3000 "Хеллдайверов" в наземном варианте под собственным индексом А-25 и новым названием "Шрайк" (птица сорокопут). От своего морского собрата "Шрайк" отличался отсутствием радара, посадочного гака и механизма складывания крыла, увеличенными пневматиками колес и удлиненными выхлопными патрубками.

Весной 1943-го армейский заказ сократили с 3000 до 900 машин, да и использовали их только для тренировки летного состава, патрулирования американского побережья и в качестве буксировщиков мишеней. 410 "Шрайков" передали корпусу морской пехоты, который также использовал их лишь для учебных целей. Еще 150 штук решили "сплавить" австралийцам, но те, получив и облетав первые 10 машин, отказались от дальнейших поставок.

Характеристики SB2C-1 A-25
Экипаж 2
Размеры
Длина, м 11.18 11.17
Высота, м 4.01 4.41
Размах крыла, м 15.17 15.18
Площадь крыла, м² 39.20
Масса
Пустого, кг 4590 4460
Нормальная взлетная, кг 6203 7257
Силовая установка
1 ПД Wright R-2600-8 Cyclone, л.с. 1700
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 462 443
Крейсерская скорость, км/ч 260 386
Практический потолок, м 7370 8170
Практическая дальность, км 1786 1920

Вооружение. Четыре 12.7-мм пулемета в крыле и один 12.7-мм пулемет в задней кабине; бомбовая нагрузка - 1361 кг : до 907 кг бомбовой нагрузки в фюзеляже и 2 × 227-кг бомбы на подкрыльных креплениях, возможна подвеска до 8 127-мм НУРС

Фото Описание

A-25 Shrike 41-18774

A-25 Shrike 41-18787

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/