Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

A-24/SBD "Dauntless"

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик

Douglas

SBD-3 Dauntless

Маломощный, уязвимый, с недостаточной дальностью и неспособный лететь продолжительное время, SBD «Dauntless» (Dauntless - «бесстрашный») фирмы «Дуглас» в США получил прозвище Banshee - в ирландском мифе приведение, завывание которого несет скорую смерть. Несмотря на свои недостатки, самолет был участником победоносной войны, сыгравшим важнейшую роль в ранних сражениях на Тихом океане и отправивший на дно больший тоннаж японских кораблей, чем любой другой самолет.

«Dauntless» обязан своим происхождением двухместному пикирующему бомбардировщику-низкоплану с размещением экипажа по схеме «тандем» «Нортроп» ВТ-1 1938 г., превосходной проектной работе Джека Нортропа и выдающегося конструктора Эдварда X. Хейнеманна. Когда предприятие в Эль-Сегундо, Калифорния, после ухода Джека Нортропа стало подразделением компании «Дуглас Эркрафт» в январе 1938 г., прототип ВТ-1, известный как ХВТ-2, был испытан и показал довольно ограниченные возможности. Проектная команда темпераментного Хейнеманна переработала единственный экземпляр ХВТ-2 (BuNo - регистрационный № 0627), оснастив его двигателем «Райт» XR-1830-32 мощностью 1000 л.с. (746 кВт), оснащенный впоследствии трехлопастным воздушным винтом. Хвостовое оперение самолета полностью перепроектировали после интенсивных испытаний в аэродинамической трубе, и ХВТ-2 получил обозначение XSBD-1. Принятый ВМС США в феврале 1939 г., в то время как параллельная разработка фирмой «Кертисс» SB2C «Хелдайвера» еще продолжалась, SBD должен был стать стандартом, с которым бы сравнивались все другие палубные пикирующие бомбардировщики (бомбардировщики-разведчики на жаргоне того времени).

8 апреля 1939 г. фирма «Дуглас» получила заказ на 57 самолетов SBD-1 и 87 самолетов SBD-2, SBD-1 с окончательной формой киля и руля поворота, ставшей типовой для «Dauntless», был вооружен двумя стреляющими вперед 7,62-мм пулеметами в капоте двигателя и одним 7,62-мм пулеметом у стрелка-радиста, который сидел спиной к пилоту. Еще не полностью сертифицированный для авианосных операций, SBD-1 был направлен в Корпус морской пехоты США. Поставки прошли между апрелем 1939 и июнем 1940 г. Модель SBD-2, отличавшаяся наличием протектированных металлических топливных баков и двух дополнительных топливных баков вместимостью по 246 л во внешних консолях крыла, поступила в эскадрильи ВМС США между ноябрем 1940 и маем 1941 г.

Падение Франции, истерзанной воющими пикирующими «Штуками», показало Вашингтону значение пикирующего бомбардировщика (хотя комитет Трумэна в конгрессе США в 1941 г. выступал против такого самолета). Поступил заказ на следующие 174 самолета «Dauntless» в варианте SBD-3.


Фото Описание

SBD-3 «Dountless»

Командир, James Eikner и стрелок Frank Sparks на боевом вылете на Rabaul

SBD-3, тренировочный полет, 1942 -1943 г.г.

Варианты SBD «Dauntless»

  • XSBD-1: переделка единственного экземпляра «Нортроп»
  • ХВТ-2, номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 0627:
  • SBD-1: первый серийный вариант. №№ 1596... 1631, 1735...1755 (всего 57 машин):
  • SBD-1 P: восемь SBD-1, переоборудованных в разведчики;
  • SBD-2: улучшено бронирование, протектированные баки. №№ 2102...2188 (построено 87 машин):
  • SBD-2P: 14 SBD-2, переоборудованных в разведчики:
  • SBD-3: улучшенный серийный вариант, №№ 4518...4691, 03185...03384 и 06492...06701 (всего 584 машины); SBD-3 имел второй 7,62-мм пулемет у стрелка-радиста, улучшенные бронирование и электросистему, а также мягкие протектированные топливные баки. К этому времени сформировался известный впоследствии облик «Dauntless»: не лишенный изящности самолет с максимальной скоростью 406 км/ч в горизонтальном полете, которая увеличивалась при пикировании до 444 км/ч, с дальностью полета 1970 км с бомбовой нагрузкой и 2205 км без нагрузки, практический потолок 8260 м. Фюзеляжные пулеметы. Два пулемета «Браунинг» калибра 12.7 мм вели огонь через вырезы в капоте в верхней части фюзеляжа. Каждый имел боезапас 360 патронов в ящиках позади двигательной перегородки. Пилот. Пилот обладал превосходным обзором с высоко расположенного кресла и был защищен бронеспинкой. Телескопический прицел с тремя установками увеличения применялся для бомб и пулеметов. Стрелок-наблюдатель. Задняя кабина имела сиденье спиной к пилоту и сдвижной фонарь, позволяющий вести огонь из оборонительного оружия. В ранних вариантах устанавливался один 7.62-мм пулемет с дисковым магазином, но SBD-3 имел два пулемета с ленточным питанием. В транспортном положении пулеметы располагались под створками в верхней части фюзеляжа. Силовая установка. SBD-3 оснащался звездообразным двигателем «Райт» R-1820-52 мощностью 1000 л.с. (746 кВт). Выхлопные газы собирались в коллекторе и выходили через две выхлопные трубы в нижней части капота или через узкую утопленную щель позади створок системы охлаждения. Топливо. Ранние варианты имели четыре бака в центроплане суммарным объемом 795 л. SBD-3 также имел четыре протектированных крыльевых топливных бака (дополнительный объем 984 л). Под фюзеляжем вместо бомбы можно было установить подвесной бак вместимостью 220 л.
  • SBD-3A: самолеты из контракта ВМС США, переданные ВВС США как А-24;
  • SBD-3P: 43 переоборудованных в разведчики:
  • SBD-4: серийный вариант, поставлялась заказчику в период между октябрем 1942 и апрелем 1943 г. SBD-4 имел усовершенствованные радионавигационные средства, электрический топливный насос и улучшенный, полностью флгогируемый воздушный винт изменяемого шага «Гамильтон Стандарт Гидроматик». : №№ 06702...06991 и 10317...10806 (780 машин):
  • SBD-5: серийный вариант с двигателем R-1820-60. №№ 10807...10956. 10957...11066. 28059...28829. 28831...29213. 35922...36421. 36433...36932 и 54050...54599; SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых (№ 35950) стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • SBD-5A: самолеты из контракта ВВС США. первоначально предназначенные для армии США как А-24В, но поставленные ВМС США; №№ 09693...09752 (60 машин);
  • XSBD4: один прототип SBD-6. номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 28830;
  • SBD-6: последний серийный вариант с двигателем R-1820-66, один самолет переделан из SBD-5 (№ 35950): другие №№ 54600...55049 (450 машин); Пилот самолета SBD-6 «Даунтлесс» размещался высоко впереди в машине цельнометаллической конструкции с обтянутыми тканью управляющими поверхностями. Его низкорасположенное крыло имело прямоугольный центроплан с консолями, суживающимися в хорде и толщине к законцовкам. Перфорированные (как швейцарский сыр) закрылки и аэродинамические тормоза располагались сверху и снизу вдоль задней кромки консолей крыла и внизу под фюзеляжной секцией центроплана. Эти особенности конструкции, вместе с «сотовой» конструкцией самого крыла, были заимствованы из проекта Джека Нортропа. Овальный дюралюминиевый монококовый фюзеляж состоял из четырех секций. Экипаж размещался под единым прозрачным фонарем с пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронепереборкой. Выдвижной бомбодержатель грузоподъемностью 454 кг размещался по центру под фюзеляжем, под каждой консолью крыла устанавливались бомбодержатели.
  • А-24: вариант, первоначально обозначенный SBD-3A, поставлен ВВС США. серийные номера 41-15746...1 5823 и 42-6682...6771 (всего 168 машин):
  • А-24А: вариант SBD-4 для ВВС США, серийные номера 42-6772...6831 и 42-60772...60881 (170 машин):
  • А-24В: вариант SBD-5 для ВВС США. серийные номера 42-54285...54899 (615машин); SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • RA-24A: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • RA-24B: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • F-24A: обозначение после 1947 г.;
  • F-24B: обозначение после 1947 г.;
  • QF-24A: одна машина, переделанная в беспилотную мишень, сер. № 48-44;
  • QF-24B: одна машина, переоборудованная в самолет управления беспилотной мишени, сер. № 48-45.

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Война в воздухе" /№ 129 SBD Dauntless/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/