Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

SBD-5/6 "Dauntless"

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик

Douglas

SBD-5 Dauntless

SBD-5. Вариант SBD-5 получил, наконец-то, в чем Даунтлесс более всего нуждался - более мощный двигатель. На самолет был установлен Wright R-1820-60 Cyclone, мощностью 1200 л.с, но из-за возросшего веса оборудования максимальная скорость увеличилась всего на 11 км/ч, а крейсерская скорость даже слегка уменьшилась. Внешние отличия от старых моделей свелись к отсутствию воздухозаборника карбюратора, уменьшению створок капота и переносу щели охлаждения двигателя. Архаичный телескопический прицел был заменен новым, рефлекторным. На крыльях были смонтированы точки подвеса для пары 58-галлонных (219 л) сбрасываемых баков, которые довели радиус разведывательных полетов до 1340 морских миль (2483 км).

Произведен в количестве 2965 машин (per. номера с 10807 по 11066, с 28059 по 29213, с 35922 по 36421, с 36433 по 36932 и с 54050 по 54599) с февраля 1943 по апрель 1944 года. Дуглас также выпустил 615 машин для армии под обозначением А-24В (сер. номера с 42-54285 по 54899). Шестьдесят А-24В были позже признаны для армии излишними и переданы флоту, который перенаправил их, предположительно, в дивизионы авиации Корпуса Морской Пехоты.

SBD-5 поступал на фронт в больших количествах, быстро сменив старые модификации Даунтлесса в течение 1943 года. Он уже стоял на вооружении ударных дивизионов флота, когда авианосные силы возобновили наступательные операции во второй половине 1943 года. Было запланировано в 1943 году заменить в частях первой линии Даунтлесс на SB2C Хеллдайвер, но задержки с производством Хеллдайвера вынудили оставить Даунтлессы на фронте на весь 1943 год и на начало 1944 года. В течение 1944 года Кертисс SB2C Хеллдайвер быстро сменил Даунтлесс на флотской службе. Не летая больше с палуб авианосцев. Даунтлессы переместились на базовые аэродромы, где продолжали увеличивать свой боевой счет и потери противника.

SBD-6. Последним вариантом Даунтлесса, внешне неотличимым от SBD-5, но получившим еще более мощный двигатель Wright R-1820-66 Cyclone - 1350 л.с. стал SBD-6. Однако, возросшая до 421.5 км/ч максимальная скорость, все же была явно недостаточной и слишком далекой от потребностей флота в 1943 году. Вместо неметаллических самозатягивающихся топливных баков появились металлические протектированные.

Было выпущено только 450 машин (рег. номера с 54600 по 55049) перед тем, как производство было окончательно свернуто. Ко времени начала поставок (18 марта 1944 года) SBD-6 был признан окончательно устаревшим и все «шестые» были направлены в дивизионы Береговой обороны, учебные бомбардировочные подразделения, используясь как буксировщики мишеней или как вспомогательные машины.


Характеристики SBD-6 «Dauntless»
Экипаж 2
Геометрия
Длина самолета, м 10,06
Размах крыла, м 12,65
Площадь крыла, м² 30,19
Высота, м 3,94
Массы
Масса, кг пустого 2964
Max взлетная 4318
Силовая установка
1 ПД R-1820-66 Wright Cyclone 9-цил., л.с. 1350
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 410
на высоте, м 4267
Практический потолок, м 7680
Практическая дальность, км 1244
Вооружение
Два в фюзеляже Browning M2 по 360 патронов 12.7 мм
Два наводимых пулемета у стрелка 2×7.62 мм
Бомб под фюзеляжем на подвеске, кг 726
Бомб под крылом, кг 295

Боевое применение. Все «Dauntless» Корпуса морской пехоты США были уничтожены на земле при нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. В ходе сражения в Коралловом море 7 мая 1942 г. эфир был забит радиопередачами, и беспокоящиеся члены экипажей на борту американских авианосцев «Лексингтон» (Lexington) и «Йорктаун» (Yorktown) не знали о ходе сражения, пока не прорвался четкий голос: «Уничтожен один авианосец! Диксон - авианосцу. Уничтожен один авианосец!» Лейтенант-командор Роберт Е. Диксон, командир VB-2, сообщал о потоплении японского авианосца «Шохо» (Shoho) с 545 членами его экипажа после 30-минутного сражения ценой потери только трех американских самолетов - триумф моделей SBD-2 и SBD-3 «Dauntless», превзойденный только в поворотном сражении у атолла Мидуэй несколькими неделями позже.

Авиационная группа на борту типичного американского авианосца военно-морского флота обычно включала две эскадрильи истребителей (F4F «Уайлдкэт» или позднее - F6F «Хеллкэт»), одну эскадрилью бомбардировщиков-торпедоносцев TBD «Devastator», позднее - TBF «Avenger») и две эскадрильи «Dauntless», одна - бомбардировочная и одна - для разведки. Они обозначались соответственно как эскадрильи VB и VS. Выполнение разведывательных задач планировались прежде, чем стало ясно, что американские авианосцы будут иметь радиолокационную защиту, которая появилась с самого начала конфликта, в то время как японские авианосцы ее не имели. Различия в подготовке практически не существовало — пилоты разведчиков эскадрильи VS тренировались в бомбометании с пикирования так же, как их коллеги из эскадрильи VB.

Пикирующий бомбардировщик повернул ход войны в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 г. Причины такого успеха для специалистов неочевидны: самолет имел низкую тяговооруженность, обеспечивающую лишь более или менее удовлетворительные значения скороподъемности и маневренности; система вооружения работала со сбоями, и время от времени подфюзеляжная бомба калибра 227 кг бесполезно падала в море.

Стартовав с авианосных групп адмирала Честера Нимица для поиска авианосцев адмирала Ямамото, они выработали топливо и в сумерках вышли на пределы дальности и автономности, когда, наконец, натолкнулись на вражеский флот и атаковали его. Лейтенант-командор К. Уайд Мак Класки (С. Wade McClusky), коммандер (капитан 3-го ранга) Макс Лесли и другие летчики «Dauntless» из эскадрилий VS-5 и VB-3 с авианосца «Yorktown», VS-6 и VB-6 с авианосца «Enterprise», VS-8 и VB-8 с авианосца «Hornet» потеряли 40 из 128 пикирующих бомбардировщиков.

Пикируя со стороны заходящего солнца, отправив на морское дно японские авианосцы «Kara» (Kaga), «Акаги» (Akagi), «Хирю» (Hiryu) и «Сорю» (Soryu), они полностью изменили ход войны на Тихом океане. Немногие другие типы самолетов (возможно, лишь «Спитфайр» и «Харрикейн») могли похвалиться, что они так сильно изменили историю, как пикирующий бомбардировщик «Dauntless».

В конце войны «Dauntless» как пикирующий бомбардировщик был вытеснен более современным SB2C «Хелдайвер», но последний, не слишком удачный самолет, не смог добиться того признания, что и машина «Дугласа». «Dauntless» стал привлекаться к менее престижным противолодочным патрульным работам и к задачам непосредственной авиационной поддержки. SBD также служил не менее чем в 20 эскадрильях Корпуса морской пехоты США. Много сотен SBD были оснащены в ходе доработки радаром ASB фирмы «Вестингауз» - первой РЛС, используемой ВМС США.

Летая на «Dauntless», пилоты нашли его строгой в управлении машиной, имевшей неприятную тенденцию быстро терять скорость на крутых виражах. В полетах на бомбометание с пикирования пилот подходил к цели на высоте 4500-6000 м, занимал позицию почти непосредственно над ней. тянул нос, выпускал верхние и нижние тормозные щитки и «сваливался», разгоняясь менее быстро, чем можно ожидать при отвесном падении с утлом более 70 градусов. Используя коллиматорный прицел Mk.VIH, который, начиная с SBD-5. заменил прежний оптический прицел (он имел тенденцию к запотеванию в пикировании в результате изменений температуры), пилот целился, буквально направляя самолет на цель. Для сброса бомбы служила красная кнопка на ручке управления самолетом, помеченная буквой «В». Сброс боевой нагрузки осуществлялся раздельно или залпом.

По легенде, существовавшей в ВМС США, пилоты этого самолета подвергались «гипнозу» цели, который втягивал их в продолжение пикирования и мешал своевременному выходу из него. После сброса бомб самолет легко выводился из пикирования легким движением ручки управления. В целом машина хорошо управлялась в нормальном полете. Обзор у пилота был превосходным и в горизонте, и при снижении для посадки на авианосец. Немногие самолеты были крепче или более надежны; «Dauntless» часто возвращался с серьезными боевыми повреждениями.

В ВВС США «Dauntless» не сразу всем понравился. В январе 1941 г. ВВС США разместили заказ на 78 А-24, подобных SBD-3 ВМС США, но без оборудования для посадки на авианосец. Кроме того, 90 SBD-3 из контракта ВМС США были модифицированы для условий наземного базирования и поставлены ВВС США как SBD-3A (А - для армии). В конечном счете ВВС США заказали 100 А-24А, идентичных SBD-4, и 615 А-24В, эквивалентных SBD-5, но изготовленных на заводе компании «Дуглас» в Тулсе.

А-24 состояли на вооружении в 27-й бомбардировочной группе в Новой Гвинее и в 531-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье в Макине (Makin). Выяснилось, что пилоты ВВС США не могут превзойти в маневре агрессивные японские истребители. В то время как стрелки-радисты ВМС США демонстрировали высокую огневую эффективность (один американский экипаж Военно-морского флота сбил семь истребителей Мицубиси «Зеро» за два дня), аналогичные показатели А-24 оказались более слабыми. Потери достигли такого уровня, что этот тип перестали использовать на сухопутном фронте. Так как американские пилоты ВМС США в сражениях в Коралловом море и у атолла Мидуэй продемонстрировали способность постоять за себя против «Зеро», неудовлетворительную эффективность «Dauntless» при действии в составе ВВС США обычно объясняют неопытностью экипажей ВВС и их низкими моральными качествами.

В июле 1943 г. 25-я эскадрилья ВВС Новой Зеландии получила 18 SBD-3 из Корпуса морской пехоты США. Позже, получив 27 SBD-4 и 23 SBD-5, эскадрилья новозеландских ВВС сражалась в Бугенвилле. Другим иностранным пользователем «Dauntless» была Франция, которая осенью 1944 г. вооружила два подразделения ВМС «Свободной Франции» - флотилии 3В и 4В - в Агадире, Марокко, - самолетами А-24 и SBD-3. «Dauntless» участвовали в боях во Франции против отступающих германских войск и далее - до победы в Европе. Хотя производство закончилось 22 июля 1944 г., французские SBD использовались в школе истребителей в Мекнесе (Meknes) до 1953 г.

Великобритания получила девять самолетов SBD-5 под обозначением «Dauntless» DB.Mk.I. К этому времени, в 1944 г., он оценивался как маломощный и медленный. Британские пилоты также нашли «Dauntless» утомительным и шумным. Не удалось достичь общего мнения об уязвимости типа по отношению к истребителям: война на Тихом океане показала, что он не очень уязвим, но летчики-испытатели ВВС Великобритании считали, что это не так. Британские машины интенсивно исследовались, но время «Dauntless» для службы в действующей армии Великобритании уже прошло. В США, где А-24 был переименован в F-24 в 1947 г., использовались беспилотный летательный аппарат QF-24A и самолет управления QF-24B (оба восстановлены заново с серийными номерами в 1948 г.). «Dauntless» сохранились в эксплуатации до 1950 г.

Несколько А-24В «Dauntless» после войны оказались в ВВС Мексики, которые, очевидно, были последним пользователем этого типа, имея их на вооружении до 1959 г.

Всего было выпущено 5936 самолета «Dauntless» всех вариантов.

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Война в воздухе" /№ 129 SBD Dauntless/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/