Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную  English

Авиация США во Второй мировой


Статьи

7 декабря 1941 в "Жемчужной Гавани" ("Pearl Harbour"), находящейся на острове Оаху в цепочке Гавайских островов был потоплен в результате нападения японцев американский линейный флот. Нападение было произведено авианосной авиацией; результатом атаки было, с одной стороны, завоевание японцами господства на море; с другой стороны, вступление США во Вторую мировую войну. Непосредственные результаты налета: потоплены или повреждены восемь линкоров и несколько более мелких кораблей ВМФ США, сбито или уничтожено на земле более 200 самолетов USAAF, более 2200 погибших. Потери японцев составили менее трех десятков самолетов и одна подводная лодка. Катастрофа такого масштаба потребовала специального расследования; комиссия, ознакомившись со всеми доступными сведениями, пришла к выводу, что причиной катастрофы стала небрежность и беспечность военных чиновников среднего звена.

Авиацией США была разработана и успешна внедрена новая концепция ведения воздушной войны. Ее базовые принципы: достижение господства в воздухе, дальние ("стратегические") бомбардировки вражеских промышленных объектов, непосредственная поддержка собственных наземных и морских сил... Эту схему Штаты старались использовать на протяжении всей войны, и она, в свою очередь, доказала свою высокую эффективность.

Географическое положение США способствовало развитию авианосного флота и палубных самолетов. С технической точки зрения американские самолеты тоже выделялись на фоне европейских: им были присущи необычная компоновка фюзеляжа (P-38, P-39), мощные радиальные двигатели и преобладание пулеметного вооружения. В целом скорость и дальность преобладали над маневренностью и легкостью. Это объяснялось их основной задачей - сопровождением дальних бомбардировщиков.

Конец Второй мировой положили американские B-29 сбросившие атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки.

"Сегодня, когда стали доступны архивы союзников, можно взглянуть на происходившее и с другой стороны. Из них ясно видно, что давление на союзные экипажи было высоким. Несмотря на их превосходство, на их успехи, на сам факт близкой победы, их моральный дух летом 1944 года упал настолько низко, что в результате была создана серьезная проблема для союзного командования. Особенно подавленным было настроение в 8-й американской ВА, расположенной в Англии. Когда для экипажей бомбардировщиков был предоставлен отпуск на праздники в Майами и Санта-Монике, то эффект был прямо противоположным ожидаемому, ибо летчики неохотно возвращались на свои боевые места, исполненные ненависти к гражданским лицам, военной авиации и ее руководителям, а также к правительству. Наконец, в июле 1944 года американское командование было вынуждено ввести вторые экипажи бомбардировщиков в 8-й ВА, воевавшей против Германии. Никакая другая мера не может лучше всего продемонстрировать тот упадок, из которого союзным руководителям следовало искать выход! У нас же командиры эскадрилий по-прежнему оставались в строю после восьми ранений, после того как их сбивали раз пять, они продолжали летать с сильно обожженными лицами и сломанными костями, которые еще не успели срастись. Большое количество вынужденных приземлений американских бомбардировщиков в нейтральных странах являлось показателем их морального состояния. Вплоть до июля 1944 года экипажи 94 бомбардировщиков нашли убежище в Швеции, а 101 экипаж в Швейцарии, при этом туда были посланы несколько комиссий для того, чтобы установить — на законных ли основаниях они приземлялись в этих странах. В связи с этим существовали противоположные мнения и огромное число доводов за и против. Иэкер, скорее всего, ухватил суть происходящего, когда высказал свое мнение по этому вопросу Арнольду в августе 1944 года: «Наши летные экипажи, подобно всем нормальным людям, не хотят быть убитыми... Все они с огромным чувством удовлетворения вернутся домой, когда им на смену придут другие в результате ротации персонала. Это отнюдь не означает низкого морального уровня. Это просто значит, что они нормальные люди».

Адольф Галланд, командующий истребительной авиацией Люфтваффе 1941-1945г.г.

Организационная структура USAAF

Армейские ВВС вначале назывались воздушным корпусом армии США (United States Army Air Corps - USAAC), но затем, в июне 1941 г., они были переименованы в военно-воздушные силы армии США (United States Army Air Forse -USAAF). Высшим соединением американских армейских ВВС являлась воздушная армия (Air Force). Еще в начале 1940 г. были сформированы непосредственно для обороны территории США 1,2,3 и 4-я воздушные армии. В январе 1942 г. появилась 5-я воздушная армия США, предназначенная для действий в Африке во время операции «Торч» (англ. Operation Torch — операция «Факел»), а потом 6-я армия, базирующаяся в районе Карибских островов и Панамского канала. 5-я воздушная армия уже 28 января 1942 г. была переименована в 8-ю армию, и вскоре ее основные части тяжелых и средних бомбардировщиков передислоцировались в Великобританию. На базе нескольких авиагрупп в августе того же года была сформирована 12-я воздушная армия, сражавшаяся в Западной Африке, а в ноябре там создали еще 9-ю воздушную армию США, известную своим рейдом на Плоешти. После капитуляции немецко-итальянских войск в Африке все части 9-й армии перебазировались в Англию, а немного позднее в Италии появилась еще 15-я воздушная армия США для стратегических бомбардировок Германии. Кроме того, 11-я воздушная армия была сформирована на Аляске, а для боев на Тихом океане предназначались вновь созданная 5-я армия, а также 7, 13, 14 и 20-я армии США.

В состав воздушной армии США входили, как правило, бомбардировочное и истребительное командования, обозначавшиеся тем же порядковым номером, но написанным римскими цифрами. Например, в 8-й армии имелись VIII бомбардировочное командование и VIII истребительное командование.

Основной тактической единицей USAAF была группа, состоявшая в основном из трех эскадрилий. Истребительная эскадрилья (Fighter Squadron) включала в себя в среднем около 25 самолетов.

В ВВС флота и корпуса морской пехоты США основной тактической единицей являлась эскадрилья. В составе военно-морского флота она носила обозначение VF, а в корпусе морской пехоты - VMF.