Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную  English

Kawasaki Ki-32. Боевое применение

Kawasaki Ki-32

Первой частью, получивший на вооружение этот бомбардировщик был 27-й сентай, до 1939 года дислоцированный в Северном Китае и имевшем на вооружении старые бипланы Nakajima Ki-4. Для перевооружения на новые машины сентай был временно выведен на северо-восток, в провинцию Джулин, где его застал начавшийся вооруженный конфликт с Советским Союзом на реке Халхин Гол.

Ввиду проблем с двигателями укомплектованные новыми бомбардировщиками части долго не решались использовать в бою. И лишь большие потери в авиатехнике в последние дни конфликта на Халхин Голе заставил бросить в бой бомбардировщики Ki-32.

15.09.39, в последний день вооруженного противостояния, японцы предприняли налет по советским аэродромам неожиданно крупными силами. Около 200 истребителей и бомбардировщиков атаковали аэроузел Тамцаг-Булак. В налете впервые принимали участие легкие бомбардировщики Ки-32 из 45-го сентая. Наши авиаторы, предчувствуя близкое окончание войны, не ожидали столь масштабного нападения. Информация с постов ВНОС запоздала, и попавшим под удар истребителям И-153 пришлось взлетать под огнем. Четыре "чайки" были подбиты. Подоспевшие к месту боя "ишаки" из 56-го и 70-го полков смогли переломить ситуацию. Воздушные схватки завязались в широком диапазоне высот от нескольких десятков до 3000 метров. Японские бомбардировщики, которым пришлось отбиваться от истребителей, снова бомбили неточно. Несмотря на доклады их экипажей о пяти уничтоженных на земле советских самолетах, ни одна краснозвездная машина не получила от бомб серьезных повреждений. По итогам дня японским авиаторам засчитали 39 побед, советским - 19. Еще два самолета записали на счет наших зенитчиков. Реально же были сбиты девять японских и шесть советских истребителей (один И-16 и пять И-153), также был потерян один Ki-32. Погибли восемь японских летчиков, в том числе два комэска. Еще трое были ранены.

В течение 1939 -40 года новые бомбардировщики получили на вооружение еще 3 и 35-й сентаи, дислоцированные в метрополии, 6-й сентай - в центральном Китае, 10 сентай в Манчжурии, 75-й сентай в Северном Китае.

В ходе боевых действий в Китае к активным боевым действиям из вышеперечисленных полков, вооруженных Кi-32 привлекался повидимому только 75 сентай, дислоцированный в марте 1940 года на аэродроме Учанг на Севере в составе 3-го Хикошидан, периодически участвуя в налетах на Чунцин, Ченду, Целиоцзин и Пишан. Вычленить действия немногочисленных бомбардировщиков Ki-32 из действовавших с ними Ki-21, Ki-30 и морской авиации проблемотично. Документальных свидетельств об их успехах и потерях ни с японской, ни с китайской стороны нет.

В ходе эксплуатации бомбардировщиков Тип 98 проблемы с двигателями не прекращались. В результате, в конце 40 - начале 1941 года Ki-32 начали постепенно выводить из боевых частей, заменяя более современными легкими бомбардировщиками Ki-48 и Ki-51. К началу боевых действий на Тихом океане Ki-32 уже практически не осталось в частях первой линии. Тем не менее, союзники считали, что этот тип бомбардировщика все еще активно применяется японцами и присвоили ему кодовое обозначение Mary.

На момент вступления Японии во 2-ю Мировую войну лишь 45-й сентай, по видимому, еще сохранил один чутай (эскадрилью) "Мэри" из 16 самолетов, остальные экипажи уже пересели на новые двухмоторные Ki-48.

Похоже, что последней боевой операцией Ki-32 явились два налета на Гонконг 08.12.41 и 11.12.41. именно самолетами 45-го сентая. "Старички", в отличие от Ki-48 первых серий могли бомбить с пикирования. Пока Ki-48 с горизонтального полета бомбили район Виктория, Ki-32 с пикирования отработали по судам в порту и аэродрому, уничтожив на стоянке три английских торпедоносца Vickers "Vildbeest".

Есть, правда, предположение, что и этот факт из боевой карьеры "Мэри" сфальсифицирован японской пропагандой и строится на основе известных кадров японской кинохроники.

На этом боевая карьера самолета завершилась. Уцелевшие Ki-32 были переданы в лётные школы. Они некоторое время использовались в летных школах Хокота, Мито, Гифу и, вероятно, в Хамамацу. Но и там они пролетали лишь до конца 1942 года. Двигатель Kawasaki Ha-9 серийно уже не производился, а будучи очень капризным в японском исполнении, служил недолго. Поэтому маловероятно, чтобы Ki-32 принимали участие в ударах камикадзе в 44-45 годах.

Некоторое количество Ki-32 застряли в авиации марионеточного государства Маньчжоу Го, доставшись в наследство от японцев.

Но сколько их было в составе маньчжурской авиации неизвестно. Манчжурские Ki-32 изначально принадлежали 65 сентаю, базировавшемуся в Манчжурии с 1939 по 42 год, после чего мат часть сентая японцы передали своему союзнику, эксплуатировавшему самолеты практически до 45-го года. Служба манчжурских Кi-32 была спокойной, пока последние летные экземпляры "Мэри" в августе 1945 года не были уничтожены на аэродромах советской авиацией. На одном из манчжурских аэродромов советскими солдатами в августе 1945-го было обнаружено по крайней мере четыре некомплектных Ki-32.

3-й сентай, состоявший из трех чутаев до конца 1940-м году базировался в метрополии на авиабазе Хамамацу, в префектуре Shoizuoka, после чего Ki-32 были переданы в летные школы.

75 сентай на момент начала наступления на Малайском полуострове имел в своем составе Ki-32, по крайней мере в одном чутае, однако к моменту падения Сингапура в составе 75-го сентая Ki-32 уже не было.

Наличие Ki-32 в 10 сентае вызывает вопросы. Эта часть принимала участие в сражениях у Халхин Гола, однако в это время в составе сентая числились Ki-30 "Ann". Вероятно, наличие Ki-32 в 10 сентае представлено несколькими машинами.

6-й сентай в 39 - 41 году базировался в Китае. Однако в 42 году несколько Ki-32 из 6-го сентая попали на Филиппины, где использовались вероятно в качестве связных и тренировочных. Однако, маловероятно, что эти самолеты могли дожить до 44 года, и быть использованы камикадзе.

Еще один наследник императорской армии, использовавший Ki-32 дольше всех - была индонезийская авиация. В сентябре 45-го в Маланге базировались 11 Ki-32, которых индонезийские повстанцы использовали против голландцев аж до начала 1949 года. Правда, информация эта представляется несколько сомнительной. Ни одна из вышеперечисленных частей японской армейской авиации в Голландской Ост Индии не воевала.

(c) Евгений Аранов


Подробно

Источники

  • Легкий бомбардировщик Kawasaki Ki-32 /Евгений Аранов/
  • Авиация Японии. /Андрей Фирсов/
  • Авиация Японии Второй мировой /Олег Дорошкевич/