Авиация Второй мировой |
СССР | Ленд - лиз | Факты | Люди и самолеты | Германия | Япония | RAF | USAAF | Прочие |
Kokusai Ki-76. Боевое применениеСамолеты Ki-76 были достаточно широко распространены в армии. Попавшие на глаза американской разведке японские машины получили у союзников кодовое обозначение "Стелла". Подробностей их применения, к сожалению, не много - эти самолеты остались в тени машин первой линии. В качестве артиллерийских корректировщиков Ki-76 поступали в отдельные звенья (сётай) и отдельные эскадрильи (докурицу хикочутай) ближней разведки, кроме того, Ki-76 часто служили личными транспортами командного состава армии, использовались как связные, находящиеся в оперативном подчинении наземных войсковых подразделений уровня полка и даже батальона. Встречались Ki-76, приписанные к артиллерийским бригадам, пехотным полкам и даже танковым частям. Оборонительное вооружение, представленное одним шкворневым 7.7-мм пулеметом Те-4, являвшемся для тихоходной машины скорее психологическим фактором, часто не устанавливалось. Чуть больше подробностей о применении Ki-76 в качестве палубного патрульно-противолодочного самолета. Ярко выраженный антагонизм между японскими армейскими и флотскими структурами хорошо известен. А в начале 1944 года достиг, пожалуй, своего апогея, когда армейское командование заказало переоборудование в эскортные авианосцы несколько десантных транспортов. На первый взгляд совершенно нелогичное решение объяснялось предельно просто. Флотское командование оказалось просто неспособным обеспечивать прикрытие транспортных конвоев в интересах армии. В апреле 1944 года на верфи Харима десантный корабль "Акицу Мару" получил небольшую полётную палубу, превратившись в эрзац авианосец. Длины палубы хватало только для взлета и посадки легкомоторых самолетов, и Ki-76 в составе японской авиации был единственным, способным их осуществлять. Шесть самолетов Ki-76 должны были располагаться прямо на палубе. Еще один или два могли храниться в кормовой части авианосца в разобранном виде. Для базирования на палубе Ki-76 комплектовался примитивным посадочным гаком. Под фюзеляжем была смонтирована подвеска для двух 60-кг глубинных бомб, расположенных тандемом. Для обучения армейских пилотов морской навигации и взлетно-посадочным операциям с борта авианосца в марте 1944 года был организована 1-я отдельная эскадрилья (докурицу хикочутай). В мае 1944 года "Акицу Мару" принял на борт новую матчасть. Командиром авиагруппы авианосца стал майор (сёса) Катакура, а непосредственным командиром эскадрильи капитан (тайи) Ясуши Терао. Основной задачей авианосца "Акицу Мару" стал эскорт транспортных конвоев в Японском море и Корейском проливе, а также противолодочное патрулирование в прибрежных водах, где шансы встречи с авиацией союзников в то время были невелики. Авиагруппа "Акицу Мару" успела провести четыре операции по противолодочному патрулированию, впрочем, без особого успеха, прежде чем авианосец ушел на дно 15 ноября 1944 года, торпедированный подводной лодкой "Киунфиш". Его систершип "Нигицу Мару", по всей видимости, даже не успел принять на борт свою авиагруппу, потопленный еще в январе 1944 года. 1-я отдельная эскадрилья, которая была снята с авианосца перед его последним рейсом в качестве обычного транспорта, после гибели корабля базировалась на аэродроме Фукуока, откуда совершала рутинные патрульные полеты на поиск подводных лодок. Впрочем, летчикам эскадрильи так и не довелось поквитаться за свой корабль. Летом 1945 года эскадрилья перелетела в Корею, где и встретила конец войны. Кроме того, по восемь Ki-76 планировалось на армейских авианосцах "Ямаширо Мару", "Чигуса Мару" и "Зуйюн Мару", из которых завершили постройку только первого, но до конца войны он так и не успел выйти в море. После войны большая часть выпущенных Ki-76 была уничтожена союзниками. Одна из захваченных "Стелл" проходила сравнительные испытания американцами, но победители его не оценили, признав, что он уступает как американскому "Грассхопперу", так и немецкому "Шторьху". Некоторое количество сохранившихся после войны на ходу Ki-76 некоторое время эксплуатировалось в Японии в качестве вполне мирных гражданских машин. Характерно, что не смотря на довольно значительное количество выпущенных самолетов Ki-76, исправно служивших практически на всех фронтах Японской империи, его фотографий военного времени сохранилось очень мало. По всей видимости, эта скромная машина не представляла интереса как для японской пропаганды, так и для союзной разведки. (c) Евгений Аранов Самолёты Японии | Kokusai | Ki-59 | Ki-76 | Ki-105 | ПодробноИсточники
|