Авиация Второй мировой |
СССР | Ленд - лиз | Факты | Люди и самолеты | Германия | Япония | RAF | USAAF | Прочие |
Самолёты | Вооружение | Арадо | Дорнье | Блом и Фосс | Физелер | Флеттнер | Фокке-Вульф | Хейнкель | Хеншель | Юнкерс | Мессершмитт | Бои | Люди | Фото | |
Авиационное вооружение Люфтваффе
В начале ВОВ в вооружении истребителей «Як» и Bf.109 некоторое время сохранялся примерный паритет — вооружение, как Як-1 с 20-мм мотор-пушкой, так и мессера вплоть до «Фридриха», составляло 20-мм мотор-пушку (или более скорострельную - 15-мм) и пару синхронных пулеметов винтовочного калибра. Однако, для Bf 109 имелась возможность вооружения дополнительными пушками в подкрыльевых контейнерах, но особой популярностью на Восточном фронте такая доработка не пользовалась, поскольку снижала скоростные и маневренные характеристики самолета. Возросшая огневая мощь была затребована главным образом в борьбе с четырехмоторными бомбардировщиками союзников. Усилению же встроенного вооружения вплоть до 1943 г. внимания не уделялось — лишь когда начался выпуск модификации Bf 109G-6, синхронные 7,92-мм пулеметы были заменены на калибр 13,2-мм. В СССР аналогичную попытку предприняли годом ранее, когда на Як-7б, вместо ШКАСов установили пару синхронных 12,7-мм пулеметов. Увы, усиленное вооружение «яковлевских» истребителей по пути увеличения калибра, а значит и веса, ограничивалось малой мощностью двигателей. В итоге стандартным для Як-1б, большинства модификаций Як-9 и ранних серий Як-3 стал набор из 20-мм мотор-пушки и одного 12,7-мм синхронного пулемета. Естественно, подобное вооружение было явно недостаточным — все истребители, как противника, так и союзников, да и советские машины Лавочкина Ла-5 и Ла-7 в 1943—1945 годах были вооружены сильнее. Для сравнения: масса секундного залпа самолета Як, вооруженного одной 20-мм пушкой и одним 12,7-мм пулеметом, составляла 1,690 кг/с, а с пушкой и парой 12,7-мм пулеметов (как на Як-7б и большинстве Як-3) — уже 2,099 кг/с. В то же время у «мессершмитта» с одной 20-мм пушкой MG 151/20 и парой 7,92-мм пулеметов этот параметр составлял 1,775 кг/с. На модификации Bf 109G-6 с пушкой MG 151/20 и двумя 13,2-мм пулеметами масса секундного залпа увеличилась до 2,161 кг/с, а при установке двух дополнительных 20-мм пушек в подкрыльевых контейнерах (вариант Bf 109G-6/R6) этот показатель достигал 5,054 кг/с.
Яковлев, пытаясь компенсировать отставание, пошел путем не количественного, а качественного усиления вооружения, заменив стандартную 20-мм пушку гораздо более мощной 37-мм. Такой вариант был опробован на малой серии Як-7-37, а затем в 1943 г. внедрен на массовом Як-9Т. Попытка поставить на Як-9 еще более мощную 45-мм пушку оказалась не слишком удачной, и вооруженный таким орудием Як-9К в 1944 г. построили в очень небольшом количестве. Пушки увеличенного калибра устанавливались и на «мессершмитте» — со второй половины 1943 г. подмодификации Bf 109G-6/U4, G-6/U5 и G-6/U6 вооружались 30-мм пушками МК 103 и МК 108. Но эти самолеты в основном направлялись в части ПВО, и на Восточном фронте встречались сравнительно редко. А вот Як-9Т довольно широко применялся на фронте, а его оружие показало высокую эффективность не только против бомбардировщиков, но и против истребителей. Весьма показательными являются отзывы фронтовых пилотов о его 37-мм пушке: «Весь личный состав части благодарит конструкторов за новое оружие...», «Достаточно попадания в цель одного снаряда пушки НС-37, и самолет противника уже не существует в воздухе, падая отдельными обломками на землю...». Впрочем, и стандартный для большинства Як-3 набор из 20-мм пушки и пары крупнокалиберных пулеметов вполне обеспечивал поражение даже таких бронированных и живучих самолетов, как Hs 129В и FW 190F/G.
По прицельному оборудованию «яки» существенно уступали «сто девятым». Большинство Як-9, например, комплектовались примитивнейшим кольцевым прицелом («воздушным визиром») ВВ-1. На Як-3 стоял коллиматорный прицел ПБП-la. А «мессершмитты», начиная с Bf 109F, комплектовались отличным коллиматорным стрелковым прицелом «Реви» С/12С или C/12D с механическим дублером. Bf 109 существенно превосходил истребители Яковлева в возможности подвески дополнительного вооружения. Большинство вариантов «сто девятого» путем применения специального полевого модификационного комплекта легко переоборудовались в истребители-бомбардировщики, способные нести под фюзеляжем одну 250-кг или (при помощи специального переходника) четыре 50-кг бомбы. На «яках» же такая возможность в принципе отсутствовала — из-за все той же малой мощности двигателя, ограничивающей взлетный вес. Эпизодом осталась попытка вооружить Як-1 неуправляемыми ракетными снарядами РС-82 — такие самолеты выпускались в конце 1941 г. — начале 1942 г. Весной 1942 г. вновь выпускаемые Як-1 получали подкрыльевые держатели для пары бомб калибром до 100 кг, но с такой подвеской самолет становился трудноуправляемым, и в частях эти держатели, как правило, снимали. Ни один вариант истребителей Яковлева не предусматривал возможности подвески дополнительных топливных баков — в то время как на «мессершмиттах» такое оборудование было практически стандартным. Источники
Фирма братьев Маузер вела свою историю с основанного в 1811 г. по указу короля Вюртемберга Фридриха I оружейного завода в Оберндорф-на-Неккаре. Большую часть жизни там проработал Отец Петера Пауля и Вильгельма — Франц Андреас Маузер. Петер Пауль Маузер начал свою работу на этом заводе в 12 лет, но в возрасте 19 лет был призван в армию. 23 декабря 1872 г. братья Петер Пауль и Вильгельм Маузер создали фирму «Гебрудер Вильгельм унд Пауль Маузер» (Gebruder Wilhelm und divaul Mauser). В том же году братья купили у правительства Вюртемберга Королевский оружейный завод в Оберн-дорф-на-Неккаре за 200 000 южно-германских гульденов на котором ранее работал их отец. После преобразования в 1874 г. фирма стала именоваться «Братья Маузер и Компания» (Gebruder Mauser und Cie). В 1922 г. фирма преобразована в «Акционерное общество Оружейный Завод Маузер» (Waffenfabrik Mauser AG). Впоследствии этому акционерному обществу также принадлежал оружейный завод в Борзигвальде, пригороде Берлина (Mauser AG Borsigwalde). Завод в Оберн-дорф-на-Неккаре был разрушен налётами авиацией союзников лишь в 1945 г. После окончания Второй мировой инженерами компании Маузер в Оберндорф-на-Неккаре была основана компания «Хеклер и Кох». В 1936 г. германская фирма «Икария Верке» (Ikaria Werke) купила у швейцарской компании «Эрликон Контравес» лицензию на производство короткоствольного варианта «F». Адаптировав пушку под собственный стандарт боеприпасов с типоразмером гильзы 20x80, в 1937 г. она начала серийный выпуск 20 мм «Эрликонов» под обозначением MG.FF, предназначенных для Люфтваффе. Ряд последовательных модернизаций этого образца позволил впоследствии оружейникам концерна «Рейнметалл Борзиг» создать на её базе одну из лучших авиационных автоматических пушек Второй мировой 30-мм МК.108. Вопреки надеждам владельцев «Эрликоп Контраверс» основная масса авторских отчислений за разработку и лицензионное производство малокалиберной зенитной артиллерии досталась их конкурентам — швецарской компании «ВаффенфабрикЗолотурн А.Г.», разработавшей автомат С/ЗО, который хотя обладал невысокой скорострельностью, но зато имел великолепные баллистические зарактеристики. Принятый на вооружение в Германии под обозначением Flak 30, он был в 1938 г. модернизирован фирмой братьев Маузер, после чего эта артсистема стала основной нескольких зенитных и танковых автоматических пушек, часть из которых применяется до сих пор. |