![]() |
Авиация Второй мировой |
![]() ![]() |
СССР | Ленд - лиз | Факты | Люди и самолеты | Германия | Япония | RAF | USAAF | Прочие |
|
Зимой 1939/40 года гидросамолеты Не-59В активного участия в боях не принимали. Единичные боевые вылеты эти устаревшие машины выполняли в основном для контроля за судами нейтральных стран на Балтике и на Северном море. В апреле 1940 года Не-59 были включены в состав новой транспортной эскадрильи KG.z.b.V.108, срочно сформированной для проведения операции Weserubung по вторжению в Норвегию и Данию. 10 апреля 1940 года 18 Не-59В из состава KG.z.b.V.108 совершили перелет до Ставангера, доставив туда несколько батальонов солдат пехотных и артиллерийских частей Вермахта. В полдень этого дня немцы потеряли один He-59D. 17 апреля 1940 года во время обстрела британским крейсером "Саффолк" порта Ставангер KG.z.b.V.108 понесла очередные потери - на дно были отправлены четыре Не-59. 20 апреля 1940 года 78 самолетов Ju-52/3т и 4 гидросамолета He-59D доставили в Тронхейм личный состав I батальона 388 пехотного полка и 4 батареи 112 горного артиллерийского полка. По состоянию на 10 мая 1940 года в составе KG.z.b.V.108 насчитывалось 13 гидросамолетов He-59C/D, из них в летном состоянии находилось только 8 машин. Ранним утром 6 мая Не-59В (бортовой номер 6I+HL), из состава 37Ku.FI.Gr.706, ошибочно залетел в воздушное пространство нейтральной Швеции в районе Куллен - Хоганас и был обстрелян батареями ПВО. В результате прямых попаданий на самолете оказались поврежденными правый двигатель и топливные баки, что заставило летчика совершить вынужденную посадку юго-западнее Куплена. Экипаж пересел на спасательную лодку и отплыл в сторону побережья Дании, где его вскоре подобрали рыбаки. Брошенный самолет шведы отбуксировали в порт Хелсинборг и 4 ноября 1940 года вернули немцам. 15 мая 1940 года немцы нанесли удар по британским кораблям в районе Нарвика. При этом Не-111 (III7KG26) получил боевые повреждения и совершил вынужденную посадку. На спасение экипажа вылетел Не-59С-1 D-AKUK из 2. Seenotstaffel, однако гидросамолет не долетел до места назначения - из-за отказа двигателя ему пришлось совершить вынужденную посадку вблизи Санднесона. При этом гидросамолет получил повреждения, а экипаж попал в плен. Бипланы Не-59В использовались и при оккупации Голландии. Для немцев было жизненно необходимым быстро захватить мосты через Маас до того, как их разрушат голландцы. Ранним утром 10 мая с озера Звишенахн под Ольден-бургом в воздух поднялись 12 Не-59. На борту самолетов находились солдаты 16 пехотного полка и 22 саперного батальона. В 7.00 гидросамолеты высадили десант по обе стороны моста Вильяме Бридге. Десантники быстро захватили этот мост, а вслед за ним и мосты Леу-вени и Ян Куитен. Все попытки голландской пехоты отбить мосты завершились неудачей. При этом канонерская лодка голландцев артиллерийским огнем уничтожила четыре Не-59, пришвартованные у берега реки. Впоследствии Не-59 стали известны и в деятельности другого рода. Белые с большими красными крестами Не-59С-2 и D-1 из спасательных эскадрилий действовали во время Битвы за Англию над Ла-Маншем, Бискайским заливом и Северным морем. Англичане считали, что гидросамолеты занимались доставкой агентов и минированием устья Темзы. Вслед за протестом британского правительства несколько таких самолетов сбили английские истребители. Подозрения британцев подтвердились 1 июля 1940 года, года английский истребитель Spitfire Mk.1A из 72 эскадрильи повредил в районе Сандерленда один Не-59С-1 (D-ASAM) из состава 3. Seenotstaffel. Экипаж поврежденного гидросамолета совершил вынужденную посадку в 8 милях восточнее Сандерленда и попал в плен. На допросе пленные летчики рассказали, что основными задачами спасательных самолетов Не-59С-1 являются заброска на территорию Великобритании немецких агентов и разведка погоды. 9 июля 1940 года лейтенант Аллен из 54-й истребительной эскадрильи RAF в районе Гудвин Сандс принудил к посадке гидросамолет Не-59В-2 (D-ASUO) все той же 3. Seenotstaffel. Экипаж был взят в плен, а самолет отбуксирован в порт Рамсгат. 14 июля 1940 года Истребительное Авиационное Командование Великобритании (Fighter Command) выпустило инструкцию, в которой предписывалось атаковать любой спасательный самолет немцев. Через шесть дней истребители RAF сбили два, а в августе - семь спасательных Не-59. В сентябре немецкие потери составили пять машин. По немецким данным, экипажам гидросамолетов в августе и сентябре удалось спасти 73 летчика. Нехватка спасательных Не-59 заставила немцев использовать для этих целей самолеты Do-18, а потом и Do-24. Оставшиеся Не-59 продолжали использовать в спасательных подразделениях на Средиземном и Черном морях. На Черном море три Не-59 базировались в районе Констанци. В 1943 году гидросамолеты Не-59 сняли с вооружения. ПодробноИсточники![]()
|