Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

Поиск на сайте  English

Fokker D.XXI. Боевое применение.

Fokker D.XXI

18 ноября 1936 г. финское правительство обратилось с просьбой продать семь D.XXI и предоставить лицензию на изготовление 14 истребителей. 7 мая 1937 г. был подписан контракт, а 15 июня его дополнили лицензией еще на 21 самолет. Финских специалистов привлекла в первую очередь технологическая простота машины, для производства которой не требовалось дорогого оборудования, сложной оснастки и большого количества высококвалифицированных специалистов. Она вполне подходила для освоения маломощным авиазаводом VL (Valtlonlentokonetehdas) в Тампере.

С начала 1939 года финны развернули лицензионную постройку Fokker D.XXI на государственном авиазаводе "Валтион Лентокотенендас" в Тампере. При этом они внесли в конструкцию машин дальнейшие изменения. Вместо одинарного подкоса крепления стабилизатора установили двойной V-образный. На закабинном гаргроте появилась дополнительная прямоугольная прозрачная панель для улучшения обзора задней полусферы. Несколько изменился и верхний узел подвески руля поворота.

22 июля 1939 г. в Нидерландах был облетан первый серийный экземпляр для голландских ВВС. Постройка заказанных 36-ти штук завершилось 8 августа 1939 года. Параллельно на фирме велись работы по усовершенствованию "двадцать первого" путем установки на него более мощных двигателей, однако, начало Второй мировой исключило возможность приобретения этих моторов, и проекты так и остались на бумаге. Как известно, до весны 1940 года активных боевых действий на Западе не велось. Тем не менее, англичане и немцы регулярно "обменивались визитами" воздушных разведчиков. При этом и те, и другие не очень-то считались с голландским нейтралитетом. Пилотам "фоккеров" нередко приходилось взлетать на перехват нарушителей границы. Но высотные самолеты-разведчики долго оставались неуязвимыми. "Фоккерам" не хватало скороподъемности. Только один раз лейтенант Ван-Оверест смог атаковать Хейнкель-111 над Фризскими островами. Однако бомбардировщик с убитым стрелком и горящим мотором ушел на германскую территорию. Это дало повод немцам отрицать сам факт нарушения голландского воздушного пространства.

К весне 1940 года датчане построили 10 "фоккеров", один из которых оснастили 20-мм пушками "Мадсен" в гондолах под крыльями. Вместе с двумя машинами голландского производства они базировались на аэродроме Фаэрлозе, под Копенгагеном, где была сосредоточена вся немногочисленная датская авиация. 9 апреля в 4 часа утра дежурный по аэродрому получил телефонное сообщение с поста ПВО о том, что большая группа немецких самолетов пересекла границу и движется на Копенгаген. Немедленно была объявлена боевая тревога. Через 15 минут первый "Фоккер" пошел на взлет. В этот момент над аэродромом появились "мессершмитты". Прошитый пушечной очередью истребитель врезался в землю. Остальные машины, успевшие только завести моторы, немцы изрешетили прямо на стоянках. В 4.30 датские ВВС перестали существовать. Из двенадцати "фоккеров" девять были уничтожены, остальные - серьезно повреждены. Еще через три часа раздался звонок из министерства обороны. Офицер зачитал приказ короля о капитуляции. Погибший на взлете пилот остался единственной жертвой этой четырехчасовой войны, самой короткой в истории "Фоккера".

К моменту начала гитлеровского "блицкрига" на Западном фронте в голландских ВВС насчитывалось 29 боеготовых Fokker D XXI. Они были сведены в три эскадрильи: 1-ю, размещенную на авиабазе Де-Коой, 2-ю, базирующуюся на столичном аэродроме Шипхол, и 5-ю - в Гааге. 10 мая 1940 года в 4 часа утра 1-я взлетела по тревоге. Через несколько минут ее атаковала пара "Мессершмиттов". Один "Фоккер" сразу был сбит, после чего немцы скрылись, пользуясь преимуществом в скорости. В это время по радио сообщили, что аэродром Де-Коой подвергся воздушному налету. Эскадрилья поспешила обратно и с ходу вступила в бой с немецкими истребителями. "Фоккер" уступал "Мессершмитту" по всем параметрам, кроме горизонтальной маневренности, и голландцы воспользовались этим единственным преимуществом. Им удалось втянуть противника в бой на виражах на малой высоте, при котором скорость и скороподъемность немецких машин не играли решающей роли. Через 10 минут отчаянной "воздушной карусели" небо осталось за "Фоккерами". Четыре "Мессершмитта" были сбиты, остальные ушли за линию фронта. Однако три голландских пилота погибли, один с трудом посадил разбитую снарядами машину. За полчаса эскадрилья потеряла почти половину состава.

Еще трагичнее сложилась участь 3-й эскадрильи. Все ее самолеты погибли под бомбами, так и не успев подняться в воздух. Только 2-я не понесла потерь в первые минуты войны. Немцы не бомбили Шипхол, очевидно надеясь быстро захватить его и использовать для своей авиации. В середине дня 2-я получила приказ сопровождать бомбардировщики "Фоккер" Т-5 в их атаке на мост через Маас, по которому сплошным потоком шли немецкие танки. Там патрулировала девятка "Мессершмиттов". "Двадцать первые" сбили три истребителя, потеряв один, но надежно прикрыть своих подопечных не смогли. Два бомбардировщика противник уничтожил. Мост остался цел. Утром 11 мая штаб ВВС приказал сосредоточить все уцелевшие истребители на островном аэродроме Тексель и сформировать из них сводную авиагруппу. К полудню туда прибыло всего 11 машин. Вскоре последовал новый приказ - перехватить 60 военно-транспортных "Юнкерсов"-52, идущих нагло, без прикрытия в глубь голландской территории. "Фоккеры" беспрепятственно расстреляли по ним весь боекомплект. Правда, пулеметы винтовочного калибра оказались слабоваты против больших и выносливых транспортников. Ни один "Юнкерс" не упал, хотя 18 получили серьезные повреждения. Многие пошли на вынужденную посадку.

Еще три дня сводная авиагруппа вела непрерывные неравные бои. 12 мая голландские пилоты сбили два двухмоторных Bf-110. В тот же день истребитель молодого и неопытного лейтенанта Яна Роотса атаковали три "сто девятых". Его "Фоккер" повредили настолько, что он едва держался в воздухе. Роотс сбросил фонарь, чтобы выпрыгнуть с парашютом. И этот единственный выпущенный "снаряд" снес винт одному из преследователей. Остальные от неожиданности шарахнулись в разные стороны. Этого момента "Фоккеру" хватило, чтобы уйти в облака. Роотс попробовал посадить истребитель, но по ошибке его обстреляла голландская зенитная батарея. Самолет сбили окончательно, и Роотсу пришлось-таки спускаться на парашюте. К 14 мая в авиагруппе осталось пять самолетов. В тот день, вылетая на задание, пилоты уже в воздухе получили радиосообщение о капитуляции Голландии. Они вернулись на аэродром и сожгли свои "Фоккеры".

К лету 1940 года Финляндия осталась единственной страной, имеющей на вооружении "двадцать первые" "Фоккеры". Чуть больше двадцати изрядно потрепанных машин были сведены в авиагруппу "Лентолавио-32". Между тем выдающиеся успехи "Фоккеров" в "зимней войне" и невозможность закупки более современных самолетов у традиционных поставщиков - Англии, Голландии и Франции заставили финнов возобновить производство истребителя. Главная сложность заключалась в том, что англичане, ведущие напряженную воздушную войну с Германией, прекратили поставки моторов "Бристоль", а собственного авиадвигателестроения в Финляндии не было. Имелось, правда, несколько десятков американских звездообразных "Твин Уосп Джуниоров", полученных во время "зимней войны" в рамках военной помощи. Этот двигатель был значительно хуже "Бристоля": более тяжелый, менее мощный. Однако выбирать не приходилось, и "Фоккер" приспособили к новой силовой установке. Попутно в конструкцию внесли еще ряд изменений. Установили два дополнительных крыльевых пулемета и бронеспинку сиденья, улучшили обзор из кабины, полностью застеклив гаргрот, увеличили площадь руля поворота. Все это привело к дальнейшему росту массы машины и, следовательно, к ухудшению летных характеристик. Максимальная скорость понизилась на 22 км/ч. Уменьшилась и горизонтальная маневренность. От всех достоинств исходного варианта остались только простота управления, высокая выносливость и неприхотливость в обслуживании. Тем не менее, к июню 1941-го было построено 50 экземпляров истребителя.

В начавшейся 26 июня второй советско-финской войне "Фоккеры" с американскими моторами использовались в основном для разведки и штурмовки наземных целей. Значительная их часть не попала на фронт, оставшись в учебных подразделениях. Самолет явно не годился для роли истребителя, так как по своим данным он уступал даже "Ишакам" и "Чайкам". В мемуарах советских летчиков, воевавших в Карелии, порой встречаются упоминания о боях с "Фоккерами". Такие поединки заканчивались обычно не в пользу финских машин. Нередко "Фоккеры" сбивала артиллерия. Кстати, у финнов существовали хорошо отлаженные службы эвакуации и восстановления сбитых самолетов. Упавшие в тайгу или на болота машины вывозили буквально по частям (зимой на санях), заменяли крылья, шасси, фрагменты фюзеляжа и оперения, красили и вновь отправляли на фронт. Некоторые "Фоккеры" проходили подобные операции не по одному разу. Конечно, не все разбитые истребители подлежали восстановлению. До конца боевых действий общие (боевые и не боевые) безвозвратные потери среди "двадцать первых" составили 39 машин.

Подробно

Источники

  • "Фоккер" прошел все сражения /Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев./
  • Фоккер D.XXI /Мир Авиации. Владимир Котельников./
  • "Летучие голландцы" /Крылья Родины. Сергей Иванников./