Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

Поиск на сайте  English

Fokker T.V. Боевое применение.

Бомбардировщик Fokker T.V в сопровождении двух истребителей Fokker XXI

К моменту германского вторжения в Голландию в бомбардировочной авиагруппе BomVa (Bombardement Vliegafdeeling), базировавшейся на аэродроме "Схипхол", насчитывалось 10 Fokker T.V (номера 850,851,853-856,858,859,862, 865), но лишь один из них имел штатные бомбодержатели, позволяющие полностью использовать грузоподъемность в 1000 кг. Бомбовая нагрузка остальных машин не превышала 400 кг. Самолет с номером 851 был непригоден к эксплуатации и служил в качестве источника запчастей.

Помимо указанных, самолеты "852" и "854" находились в ремонте на заводе "Fokker", а "857" был разукомплектован - после испытаний с него сняли двигатели "Гном-Рон", а "Пегасусы" на место так и не вернули. Самолеты "860" и "863" без вооружения находились на складе, а "861" использовался в качестве учебного пособия в школе авиамехаников на острове Тексель.

Авиабаза "Схипхол" стала одним из первых голландских объектов, подвергшихся немецкому авиаудару. В 3.50 утра 10 мая 1940 г. на аэродром упали первые бомбы, повредившие три "фоккера" - готовый к вылету самолет "859" и две находящихся в ангаре небоеспособные машины ("860" и "863"). Остальные восемь исправных T.V поднялись в воздух. Им пришлось на практике проверить концепцию "воздушного крейсера" - самолеты, числившиеся бомбардировщиками, действовали в роли истребителей-перехватчиков. Им удалось без потерь сбить два немецких бомбардировщика, но в ходе боя "фоккеры" оказались рассеяны. Лишь самолет "855" вернулся на свой аэродром. Борт "850" приземлился в Бергене, "865" совершил аварийную посадку на базе морской авиации "Де Коой" и вышел из строя. Самолет "858", выработав топливо, сел во Флиссингене. Заправившись, машина взяла курс на "Схипхол", но по дороге ее обстреляла собственная зенитная артиллерия, и самолет сел на вынужденную в Хаамстеде, где на следующий день был уничтожен бомбардировщиками Люфтваффе.

Остальные четыре машины (No. 853, 854, 856 и 862) приземлились в Руйгенхоеке, причем борт "853" получил повреждения и не подлежал ремонту. Таким образом, уже через пару часов после начала войны количество боеготовых машин в BomVa сократилось до четырех единиц. Тем же утром штурмовым ударом двухмоторных Bf 110 был уничтожен "Fokker", принадлежавший авиашколе на Текселе.

Остаткам авиагруппы дали задание нанести бомбовый удар по захваченному германскими парашютистами аэродрому Okkenburg. Первым цели достиг борт "855", пилотируемый экипажем лейтенанта Свагермана и стартовавший из Схипхола в 6.30 утра. Подойдя на малой высоте и благополучно преодолев ПВО, он сбросил бомбы, уничтожившие четыре транспортных Ju 52 и повредившие еще несколько самолетов.

Но при возвращении Fokker был перехвачен над морем несколькими Bf 109 и сбит. Три из пяти членов экипажа успели выпрыгнуть с парашютами, но до берега сумел доплыть лишь Свагерман. В тот же день он пешком вернулся в Схипхол.

Спустя полчаса после самолета Свагермана над Оккенбургом появилась тройка Fokker T.V, вылетевшая из Руйгенхоека. На сей раз бомбометание произвели с высоты около 2000 м. Эта атака была чрезвычайно удачной - бомбы уничтожили и серьезно повредили "юнкерсы", кучно стоявшие на лётном поле. Все три "Фоккера" благополучно приземлились в Схипхоле.

После дозаправки и подвески бомб самолеты вылетели в очередной рейд. На этот раз целью был также захваченный немецкими десантниками аэродром "Ваалхавен" в окрестностях Роттердама. Бомбардировщики впервые получили истребительный эскорт - семь "фоккеров" D.XXI, но против "мессершмиттов" он оказался бессилен. Успешно отбомбившись, голландские самолеты были перехвачены шестеркой Bf 109, которые сбили два бомбардировщика ("852" и "862"). Лишь борт "856" вернулся в Схипхол. Вечером к нему присоединилась машина "850", которую удалось перегнать из Бергена. Таким образом, к концу первого дня боевых действий в составе BomVa осталось всего два боеспособных самолета.

11 мая немецкие войска захватили мосты через реку Маас, ставшие после этого главными целями для остатков голландской ударной авиации. В 10.00 с аэродрома "Схипхол" стартовали два T.V в сопровождении трех D.XXI. Но мосты оказались более трудной мишенью, чем аэродромы - ни одна из бомб в цель не попала.

Во время второго вылета попытались бомбить с пикирования с высоты около 1200 м. Пара T.V сбросила 16 50-кг бомб - и снова нулевой результат. При этом бомбардировщики были перехвачены целой дюжиной Bf 110. Борт "856" успел скрыться в облаках, но другому экипажу под руководством лейтенанта Мульдера повезло меньше - их самолет был сбит, хотя бортстрелок успел-таки уничтожить один из "мессершмиттов". Три из пяти членов экипажа борта "850" спаслись с парашютами. А фрагменты их самолета вместе с обломками сбитого в том же бою истребителя D.XXI (борт "229") были найдены группой голландских энтузиастов в 1993 году.

Утром 12 мая последний уцелевший T.V в сопровождении одного D.XXI вылетел для бомбардировки сосредоточения вражеских войск в районе Энкуйзена. Но в районе цели голландцы встретили сильное истребительное прикрытие и были вынуждены спасаться бегством. 13 мая уже упоминавшийся лейтенант Свагерман поднял борт "856" в последний боевой вылет. На этот раз бомбардировщик сопровождала пара Fokker G.I.

Целью был мост в районе Моердийка - его уничтожение должно было замедлить движение германских войск к Роттердаму. Впервые за войну на T.V подвесили наиболее тяжелые из имевшихся в наличии боеприпасов - пару 300-кг бомб со взрывателями замедленного действия. Вылетев в 5.20 утра, Свагерман успешно достиг цели и с двух заходов сбросил бомбы. Однако первая упала мимо, а вторая, хотя и попала в мост, но не взорвалась. Тут подоспели "мессершмитты" из 4-го штаффеля 26-й истребительной эскадры и сбили самолет отважного голландца. "Фоккер" упал возле деревни Риддеркерк, похоронив весь экипаж под обломками...

После оккупации Нидерландов в руки немцев попали три Fokker T.V - два, находившиеся на заводе-изготовителе, а также поврежденный 10 мая борт "859". Последний был отремонтирован и испытан представителями Люфтваффе, но никакого интереса не вызвал. В итоге, все уцелевшие T.V пошли на слом.

Подробно

Источники

  • Короткий путь голландского "крейсера" /АвиаПарк. Андрей Харук./
  • "Крейсер", ставший бомбардировщиком /Самолеты Мира. Сергей Колов./