Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Гу-82

Истребитель

Гудков

Гу-82

25 августа 1941 года, за полгода до первых полетов Ла-5, М.И. Гудков доложил А.И. Шахурину о готовности к испытаниям первого летного экземпляра переделанного им ЛаГГ-3 с М-82. Вооружение составили два синхронных пулемета БС и два синхронных ШКАСа. На втором экземпляре было намечено вместо БС установить пушки ШВАК, а вместо пулеметов ШКАС - БС. Машина получила наименование Гу-82 и совершила первый вылет в ЛИИ 11 сентября 1941 года.

Первый Гу-82 на летных испытаниях показал скорость 573 км/ч, что было чуть больше чем у "ЛаГГа", зато дальность полета получилась намного выше. До 24 сентября летчик-испытатель А.И. Никашин совершил на нем 12 полетов. Однако так нужный военным истребитель с мотором воздушного охлаждения так и не появится в серийном производстве.

На полгода позже с таким же двигателем появится истребитель Лавочкина, имевший несколько большую максимальную скорость, главным образом благодаря лучшему капотированию мотора. Первые Ла-5, как и ЛаГГ-3, не имели предкрылков и отличались тенденцией к сваливанию на крыло. К августу 1942 года все самолеты Ла-5 стали выпускать с предкрылками.

На фото вверху Гу-82 до переделок.


Советские истребители с М-82
Гу-82 Ла-5
Экипаж 1
Геометрия
Длина самолета, м 8,71 8,67
Размах крыла, м 9,80
Площадь крыла, м² 17,50
Массы, кг
пустого 2700 2681
нормальная взлетная, кг 3000 3360
Силовая установка
1 ПД Швецова М-82 М-82А
Мощность, л. с. 1450 1700
Лётные данные
Максимальная скорость на высоте, км/ч 573 580
Практический потолок, м 9600 9500
Практическая дальность, км 680 500
Вооружение
Пушки ШВАК 20-мм 2 2
Пулеметы БС 12,7-мм 2 -

11 октября 1941 года Михаил Иванович Гудков сообщал Сталину: "... По предварительно снятым данным, Гу-82 имеет максимальную скорость 580 км/ч на высоте 6400 м и поднимается на высоту 5000 м за 7-7,5 мин. Таким образом, взятая мною серийная машина с завода № 21 после установки мотора М-82 имеет преимущество по скорости на 25 км/ч и по времени набора высоты 5000 м - 1-1,5 мин.

Причем, машина имеет в наличии грубые погрешности и дефекты серийного производства Горьковского завода, из-за которых серийный ЛаГГ против опытной машины потерял 45-55 км/ч. Следовательно, если исправить и устранить дефекты серийной машины, то мы будем иметь максимальную скорость с мотором М-82 615-620 км/ч.

В настоящее время мною проводится целый комплекс разработок, которые дают основание предполагать, что мне удастся увеличить скорость моей машины с М-82 до 600 км/ч, это без учета устранения дефектов серийного производства... После пребывания на фронте я совершенно отчетливо себе представляю, что нам необходимо иметь на вооружении самолет с мотором воздушного охлаждения, так как использование истребителей с мотором жидкостного охлаждения как в воздушных боях и в особенности при штурмовке наземных частей противника приносит большой процент потерь в летном составе и материальной части, из-за большой уязвимости водяной системы мотора... Имея же истребитель с мотором воздушного охлаждения мы таких потерь иметь не будем, так как живучесть мотора воздушного охлаждения в 9 раз больше.

Исходя из этих соображений, прошу Вас в целях выигрыша во времени, не дожидаясь окончания испытания машины, разрешить мне внедрить мой самолет с М-82 на одном из серийных заводов, выпускающих самолеты "ЛаГГ..."

Сегодня остается только сожалеть о не внедрении в серийное производство так нужного советским ВВС истребителя еще в 1941 году. Вероятно по тем же причинам обладавший гораздо большим авторитетом Поликарпов также не смог наладить выпуск своего гораздо более лучшего истребителя И-185.

Фото Описание

Схема истребителя Лавочкина Ла-5

Схема истребителя Гудкова Гу-82 после переделок.

Обратите внимание на форму фонаря кабины и антенны после переделок Гу-82. Именно такую конструкцию эти элементы будут иметь на следующих модификациях самолетов Лавочкина.

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 г.г." /В.Б. Шавров/