И-21
Истребитель
М.М. Пашинин
М.М. Пашинин впервые предложил для истребителя крыло с симметричным безмоментным профилем NАСА-0012-0009 (на концах). Применение такого крыла позволяло развивать в пикировании скорость - до 950 км/ч по условиям прочности крыла, (в реальности полет на таких, уже близких к скорости звука, скоростях был бы невозможен по условиям обеспечения продольной устойчивости). Сама идея достижения высокой скорости пикирования была совершенно актуальной и соответствовала общей тенденции перехода от боевого маневрирования на виражах к динамическому вертикальному маневру.
По расчетам конструкторов ОКБ взлетный вес не превышал 2400 кг. Ожидалось, что максимальная скорость у земли достигнет 523 км/ч, а на высоте 5000 м — 613 км/ч (специалисты НИИ ВВС считали, что она не превысит 605 км/ч). Резервом для улучшения скоростных характеристик посчитали использование реактивных патрубков, создававших дополнительную тягу. Практический потолок оценивали в 10 400 метров, а время набора высоты 5000 метров — 4,75 минуты.
В дальнейшем для улучшения летных данных предполагалось установить на И-21 турбокомпрессоры и более мощные двигатели М-107 или М-120.
Конструкция И-21 - одноместный истребитель стандартной низкопланной схемы. Конструкция смешанная. Самолет строился с деталями И-16, что, в свою очередь, сулило возможность быстрого развертывания серийного производства И-21. Управление жесткое. Кабина летчика без бронестекла.
Вооружение: одна пушка ШВАК, стреляющая через втулку винта, и два пулемета ШКАС с боезапасом 190 и 500 патронов на ствол соответственно.
Конструкция была очень легкой, рациональной. Редким для 1940 года достоинством И-21 был и каплевидный фонарь кабины пилота, обеспечивающий круговой обзор.
11 июля 1940 года летчик П.У. Фокин опробовал И-21 в полете, в августе машину показали на воздушном празднике в Тушино и затем передали на государственные испытания. Самолет оказался продольно неустойчивым, и его вернули на завод для доработки. Тогда же обнаружилась и тенденция к сваливанию на крыло при больших углах атаки, что послужило поводом для разработки нового крыла, на концах которого расположили автоматические предкрылки.
По предварительным данным, полученным осенью 1940 года, максимальная скорость опытной машины у земли достигала 628 км/ч, а дальность полета — 780 км.
Повторные государственные испытания истребителя завершились в канун 1941 года, но их результаты оказались удручающими. Кроме ранее выявленных дефектов оказалось, что скорость И-21 не превышала 573 км/ч, ухудшились и другие характеристики.
Второй экземпляр И-21 строили также с двигателем М-105П вместо запланированного М-107, третий экземпляр И-21 был построен в январе 1941 г и 5 апреля совершил первый полет. Он имел измененное крыло и более мощное вооружение (вместо 20 мм пушки ШВАК установили 23 мм пушку БТ-23).
|