Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную English

Петляков Пе-2Р Боевое применение.

Петляков Пе-2

Одной из первых получила на вооружение разведывательные Пе-2 созданная в июле 1941 г. 38-я разведэскадрилья ВВС Западного фронта. Осенью 1941 г. "пешками" оснастили 2-й и частично 1-й апр (авиационный полк разведчиков) Главного командования КА, а также семь отдельных разведывательных эскадрилий. В 1942 г. каждая воздушная армия получила по разведэскадрилье; большинство из них развернулись в отдельные разведывательные авиаполки (ОРАП) в конце года. Ставка ВГК, начиная с апреля 1942 г., обеспечивалась разведывательной информацией, поступавшей от трех специализированных полков (иногда их называли "дивизией разведчиков ВГК", хотя все они были отдельными). В конце 1944 г. таких полков стало четыре. В разное время "пешки" составляли от 50 до 90% самолетного парка "ОРАП-ов" и являлись становым хребтом разведывательной авиации в той же мере, в какой бомбардировщики Пе-2 были основой фронтовой бомбардировочной авиации.

Среди летавших на этих машинах можно назвать гвардейские части: 47, 48, 98 и 99-й ОРАП; некоторые из них кроме того стали краснознаменными. За годы войны почти все разведывательные полки получили почетные наименования. Широкую известность и уважение заслужили за ратные подвиги авиаторы 118-го и 15-го гвардейского полков авиации ВМФ. Роль разведывательных авиационных частей в проведении различных операций Красной Армии очень велика. Например, перед началом контрнаступления под Сталинградом авиационная фоторазведка сумела подготовить и размножить подробнейшую фотосхему расположения войск противника, на которой были нанесены несколько тысяч объектов - пулеметных точек, дотов и дзотов, минометных и артиллерийских позиций, танков в окопах и пр. Только один экипаж майора П. Гаврилова из 99-го Гв. ОРАП за 10 дней до начала Курской битвы за 20 вылетов отснял площадь в 625 км².

В целом Пе-2 как разведчик показал высокую эффективность и живучесть. Например, в 3-й воздушной армии в 1943 г. один разведчик теряли на 82,5 самолета-вылета, что является достаточно неплохим показателем. При выполнении задач их основным противником являлись немецкие истребители, поскольку огонь зенитной артиллерии представлял незначительную опасность для одиночного самолета, свободного в маневре. Разведчики, как правило, старались уклониться от боя с истребителями противника, используя облачность, солнце, рельеф местности. В большинстве случаев, применяя оружие и маневр, Пе-2 уходил от перехвата одиночным "мессершмиттом" или "фокке-вульфом", но если его атаковали несколько врагов, шансы на спасение оказывались невелики.

В связи с этим из строевых частей поступали предложения, направленные на повышение живучести и обороноспособности, особенно важные для действующего в одиночку разведывательного самолета. Так, предлагалось усовершенствовать систему нейтрального газа, установить прозрачную броню в стрелковой точке штурмана, заменить левый ШКАС на второй неподвижный УБК, смонтировать РСы для стрельбы назад и так далее. Пе-2 поздних серий в варианте разведчика имел и такой недостаток, как слишком малую площадь остекления нижней передней части фюзеляжа. В донесениях из полков отмечались также чисто производственные дефекты фотоаппаратуры, требовавшей подгонки отдельных частей. Так, в разведывательном отделе штаба 3-й воздушной армии отмечали, что АФА-1 выступают за створки бомбоотсека, создавая дополнительное сопротивление. Тем не менее, никаких кардинальных изменений в разведывательные варианты Пе-2 в серии не внедрили, ограничившись внесением тех же усовершенствований, которые удалось осуществить на шедших параллельно по конвейеру бомбардировщиках. Всего в разные годы выпустили около 800 Пе-2 - разведчиков, с учетом машин, переоборудованных в частях.

Начиная с 1943 г. в разведывательных полках увеличилось количество американских А-20 и В-25, имевших более мощное вооружение, а затем появились и отечественные Ту-2, превосходившие Пе-2 и в обороноспособности, и в летных данных. Разведывательные Пе-2 состояли на вооружении наших ВВС до того же времени, что и бомбардировщики. После войны их быстро вытеснили более совершенные Ту-2Р.

Источники

  • Эволюция Пе-2 /В.Р. Котельников/
  • Пикирующий бомбардировщик Пе-2 /Александр Медведь, Дмитрий Хазанов./