Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

Поиск на сайте  Полная версия

AVRo

Статьи

Бомбардировщик «Ланкастер» вызывает у англичан и жителей Британского Содружества чувство привязанности, смешанное с гордостью - примерно так же, как В-17 «Летающая Крепость» у американцев. Если «Спитфайр» олицетворял боевой дух Содружества перед лицом казавшегося неизбежным поражения, то вид и звук моторов армад «Ланкастеров», отправлявшихся в ночной рейд в центр нацистской Германии, воплощали желание измученных войной людей увидеть немецкую военную машину уничтоженной.

Как и все удачные самолеты, «Ланкастер» имел не только хорошие летные характеристики, но и красивый внешний вид. По иронии судьбы, своим появлением на свет могучий бомбардировщик фирмы Авро обязан неудаче, которая постигла его непосредственного предшественника - «Манчестер».

С самого начала испытаний прототипа «Манчестера», когда стало ясно, что 24-х цилиндровые «Валчеры» не развивают проектной мощности, конструкторы Авро приступили к разработке альтернативных проектов. Под обозначением «Манчестер» Mk II рассматривался двухдвигательный вариант самолета, на котором «Валчеры» предполагалось заменить моторами Непир «Сейбр» или Бристоль «Центавр». Четырехмоторный вариант получил обозначение «Манчестер» Mk III. Работы по нему шли опережающими темпами и, после того, как стал очевиден их успех, от разработки двухдвигательного варианта отказались.

Планер серийного «Манчестера», ВТ308, был оснащен новой центральной секцией крыла, в которой разместили четыре надежных мотора Роллс-Ройс «Мерлин» X. Первый полет прототипа, состоявшийся 9 января 1941 года, убедил Роя Добсона и его конструкторов, что они выбрали правильный путь.

Удвоение числа моторов позволило увеличить максимальную бомбовую нагрузку «Манчестера» с 4694 кг до 5443/6350 кг, запас топлива увеличился с 6435 до 8153 литров, а дальность полета возросла с 1930 до 3780 км. Бомбардировочное командование теперь имело бомбардировщик способный наносить удары по целям в глубине занятой нацистами Европы, имел большую бомбовую нагрузку и мог противостоять ПВО противника. Потолок новой машины более чем вдвое превосходил жалкие 3048 метров «Манчестера». Еще более важной для экипажей, совершавших глубокие рейды в тыл врага, была высокая надежность моторов «Мерлин», что обеспечивало им дополнительную безопасность.

Официальные испытания в Боскомб Даун, проходившие в марте 1941 года, показали, что в диапазоне приборных скоростей 160 - 466 км/ч рули высоты и элероны действовали хорошо, а вот нагрузка на руль управления увеличивалась с ростом скорости. При разбеге самолет имел сильную тенденцию к развороту влево, но эту проблему удалось решить дросселируя левый внешний двигатель и быстро поднимая хвост машины, что позволяло пилоту использовать для парирования вертикальное оперение.